Мы уже год пытаемся это рассказать общественности

Несмотря на сдерживание роста тарифов ОАО РЖД государством на уровне 8%, реально железнодорожные перевозки дорожают сильнее, пишет “Коммерсантъ“. Операторы вагонов, не попадающие под госрегулирование, увеличивают стоимость своих услуг на 15-40%. В результате конечная стоимость перевозки растет на 10-16%, но за них с готовностью платят.

Согласно опубликованному отчету по МСФО за первое полугодие, грузооборот компании Globaltrans  вырос на 37%, до 57 млрд тонно-километров, погрузка — на 27%, до 37 млн т. Основными причинами роста объемов перевозок в Globaltrans называют восстановление экономики и расширение вагонного парка. По состоянию на конец первого полугодия группа управляла 49,5 тыс. вагонов против 41,7 тыс. вагонов годом ранее. При этом финансовые показатели Globaltrans растут еще быстрее производственных. Выручка компании увеличилась на 40%, до $905 млн, EBITDA — на 52%, до $258 млн, чистая прибыль — на 66%, до $160 млн.

В то же время грузооборот железнодорожной сети РЖД за шесть месяцев 2011 года вырос на 6,9%, погрузка — на 4%. Принадлежащая ОАО РЖД крупнейшая в стране Первая грузовая компания (ПГК) увеличила объем перевозимых грузов на 12,2% (до 148 млн т), а входящий в группу Fesco “Трансгарант” — на 4,4% (до 12,9 млн т).  Выручка ПГК выросла аналогично выручке Globaltrans, хотя ее чистая прибыль, согласно опубликованному в начале августа отчета по РСБУ, увеличилась втрое.

Основным фактором, обеспечившим рост доходности обеих компаний, стало увеличение стоимости их услуг. В Globaltrans средняя цена одной перевозки (без учета оплаты услуг ОАО РЖД) выросла на 16%, до 27,2 тыс. руб. (в долларовом выражении перевозка подорожала на 22%). ПГК в первом полугодии также существенно подняла цены на свои услуги: вагонная составляющая  выросла более чем на 15%.  При этом тарифы на услуги РЖД в этом году ФСТ проиндексировала всего на 8% (по оценкам экспертов они составляют около 70-80%). Таким образом, реальная стоимость железнодорожных перевозок для грузоотправителей выросла на 10-16%.

Представители железнодорожных компаний отмечают, что “клиенты платят” и операторы могут и должны повышать цены. Промышленники  готовы платить большие цены за транспортировку грузов, лишь бы они вывозились. Но ОАО РЖД, в отличие от операторов, этим воспользоваться не может. Решением проблемы могло бы стать предоставление ОАО РЖД возможности гибкого регулирования тарифов, полагают в монополии. С 1 января 2013 года  в рамках обязательств Таможенного союза для ОАО РЖД будет установлен коридор, в пределах которого монополия сможет регулировать тарифы. Однако новая система тарифов еще не представлена ФСТ, и как она будет работать, пока неизвестно.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости