Летнее обострение

Летом вновь обострилась проблема нехватки подвижного состава для отправки промышленных грузов (сколько уже только  про цемент сказано). Руководители промышленных предприятий Свердловской области не скрывают недовольства железнодорожниками. Так, ежемесячно предприятие по переработке асбеста подает заявки на выделение 6-7 тысяч вагонов, а принимается к исполнению вдвое меньше.

Год назад панацеей от этой болезни называли создание дочерних компаний ОАО “РЖД” – первой грузовой и особенно второй, которая зарегистрирована на Среднем Урале. Однако на практике мало что изменилось. Компании часто отказываются предоставить вагоны промышленникам, направляя их по непонятным причинам операторам-частникам.

По-прежнему в худшем положении отправители малодоходных грузов: владельцы подвижного состава охотнее берутся перевозить черные и цветные металлы, чем древесину или строительные материалы. Гос программа по демонополизации рынка грузоперевозок сыграла против отправителей “социальных” грузов: если раньше они могли претендовать на инвентарные вагоны ОАО “РЖД”, которые предоставлялись по фиксированной цене, то теперь вынуждены пользоваться услугами частных перевозчиков и платить гораздо больше.

Сбои в системе сказываются не только на грузоотправителях: снижается эффективность использования подвижного состава. 20-30 лет назад парком в 850 тысяч вагонов перевозили 12 млн. т. грузов ежегодно. Сегодня этот показатель ухудшился в разы: 3,3 млн. т. перевозится парком в 1,046 миллиона вагонов. В погоне за наиболее выгодными грузами перевозчики готовы не только придерживать вагоны, но и гнать порожняк практически на любые расстояния. В границах Свердловской железной дороги доля порожнего пробега достигает 40 %.

По мнению многих экспертов, тотальную неразбериху в сфере железнодорожных грузоперевозок можно преодолеть, лишь создав единый центр управления вагонами: разработать единые для всех правила эксплуатации подвижного состава, единую технологию работы железнодорожного транспорта. Получается, что, распустив инвентарный парк вагонов и отдав его частникам, железнодорожники убедились, что управлять подвижным составом из единого центра и удобнее, и эффективнее.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости