Закон о таможенном регулировании скоро вступит в силу – и раздавит вам мозг
Текст из “Коммерсанта”
Закон “О таможенном регулировании в РФ” должен был вступить в силу еще 1 июля 2010 года — вместе с запуском единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Документ необходим для расшифровки 300 отсылочных норм, содержащихся в так называемом верхнем Таможенном кодексе Таможенного союза (ТКТС), и для установления правил регулирования в этой сфере, переданных на национальный уровень. Как писал “Ъ”, из-за ведомственных разногласий принятие закона сильно затянулось. Так, споры при втором чтении вызывала норма, по которой ФТС предлагалось согласовывать с Минэкономики большую часть своих нормативных актов. Чтобы избежать этого, таможня согласилась на включение основной части норм, которые Минэкономики хотело согласовывать, в текст закона.
Среди важных для бизнеса новаций закона — введение института уполномоченного экономического оператора. Ими могут стать особо надежные, с точки зрения ФТС, участники внешней торговли. Преимущества особого статуса — упрощение таможенного оформления, в частности — “уполномоченные” смогут выпускать товары до подачи декларации и доставлять импортируемые грузы сразу на свои площади без их помещения на склады временного хранения. Как ранее заявлял глава ФТС Андрей Бельянинов, статус уполномоченных смогут получить, “может быть, полтора-два десятка компаний”. Неофициально таможенники признаются, что они не в восторге от появления категории избранных компаний, но с новацией ФТС не спорила — она предусмотрена ТКТС.
Еще одно новшество второго чтения — поднятие полномочий по определению порядка создания и ликвидации таможенных постов с уровня ФТС на уровень правительства РФ. По замыслу Минэкономики это должно уберечь бизнес от внезапной ликвидации постов и следующих за этим логистических проблем — подобное в 2010 году произошло на Северо-Западе. В закон не вошло и требование ФТС о представлении таможенных деклараций исключительно в электронном виде уже с 1 января 2011 года (эта норма заработает не ранее 2014 года).
На отдельное голосование было вынесено несколько поправок, по которым ведомства определялись до последнего момента. Это, в частности, порядок участия объединений бизнеса в процессе регулирования таможенной деятельности. Как пояснил на заседании заместитель главы Минэкономики Андрей Слепнев, спор шел о том, какое ведомство установит порядок консультаций ФТС с такими объединениями. В итоге решено, что это сделает сама ФТС по согласованию с организациями, которые правительство определит в качестве представителей участников внешней торговли. “Ранее нормы об участии общественных организаций в этом процессе не было, и это один из положительных моментов закона”,— пояснил представлявший проект зампред бюджетного комитета Госдумы Александр Коган.
Среди отрицательных моментов — продление таможенного постконтоля ввезенных товаров. Упраздняемый ТК РФ предусматривает, что таможенный контроль товаров после их выпуска может осуществляться органами ФТС еще в течение года. ТКТС увеличивает этот срок до трех лет с возможностью для государств—членов союза сделать его еще более длительным. Закон о таможенном регулировании установил трехлетний срок постконтроля. Еще одна неоднозначная для бизнеса новость — расширение полномочий таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Статьей 308 закона им дается право без заявления правообладателя на срок до семи дней приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками, не внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (режим ex officio в международной терминологии). Подобного права таможня безуспешно добивалась много лет — принятие этой статьи также стало возможным благодаря общей норме, появившейся в тексте союзного Таможенного кодекса.
Закон вступит в силу спустя месяц после его официального опубликования. Предположительно это произойдет в конце декабря 2010 — начале января 2011 года.
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
ВТО прогнозирует возобновление роста объемов мировой торговли товарами в 2024 и 2025 годах
Прогнозируя восстановление роста в 2024-2025 годах ВТО делает оговорку, что условием для реализации этого прогноза является отсутствие новых резких скачков цен на продовольствие и энергоносители в случае усиления региональных конфликтов и геополитической напряженности
-
Риски для судоходства в Красном море толкают вверх цены и ставки чартера контейнеровозов
Рост цен сопровождался увеличением доходности операций. Так суточная ставка по годовому контракту тайм-чартера контейнеровоза класса Handysize увеличилась за первые 3,5 месяца года на 39,4 % с 9,28 тыс. долларов по состоянию на 1 января 2024 года до почти 13 тыс. долларов в сутки в настоящее время
-
Спотовые ставки Азия-Европа продолжают снижаться
Спотовые ставки на доставку контейнеров из Азии на ключевые потребительские рынки условного запада продолжают снижаться
-
Товарооборот России и Китая в марте сократился на 2%, за I квартал вырос на 5%
Товарооборот России и Китая по итогам первого квартала 2024 года составил 56,7 млрд долларов США, что на 5,2% или почти 3 млрд долларов больше, чем годом ранее, согласно данным таможенной статистики КНР
-
Alibaba запускает платформу по продаже логистических услуг для малого и среднего бизнеса в США
Пользователи платформы Alibaba Logistics Marketplace получают доступ к ставкам и предложениям широкого круга поставщиков логистических услуг в режиме реального времени