Частные перевозчики выйдут на большую дорогу

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в третьем квартале 2011 года  планирует завершить разработку тарифного руководства, благодаря которому уже с 2012 года на российских железных дорогах могут появиться альтернативные ОАО РЖД локальные частные перевозчики. В краткосрочной перспективе это должно снизить стоимость транспортировки грузов и обновить отечественный парк локомотивов, износ которых приближается к критическому.

Вопрос о появлении альтернативных ОАО РЖД перевозчиков обсуждается уже несколько лет. Само понятие было заложено в целевую модель рынка развития грузовых перевозок до 2015 года, одобренную в начале года правительством.  Но пока частные компании используют свои локомотивы только с санкции монополии.

Появление локальных перевозчиков может поменять нынешнюю конфигурацию рынка. Источник «Коммерсанта» в одной из крупных операторских компаний считает, что, во-первых, появятся конкуренты у компаний, которые уже работают собственными поездными формированиями. Во-вторых, частные компании будут конкурировать с ОАО РЖД, тарифы которого будут по-прежнему регулироваться государством. Частники же, оплачивая фиксированный тариф за инфраструктуру, смогут предлагать меньшие цены. Но локальные перевозчики смогут эффективно работать на маршрутах протяженностью до 1,5 тыс. км, а на более длинных без локомотивов монополии обойтись не удастся.

Само ОАО РЖД, готовившее модель рынка, предполагает исходно ограничить работу локальных перевозчиков только определенными «тупиковыми» линиями, хотя этот вопрос еще остается предметом дискуссии, и в конечном итоге условия работы частников могут оказаться гораздо более свободными. Дело в том, что 64% всех навалочных грузов сейчас транспортируются как раз на расстояние не более 1,5 тыс. км.  Поэтому в РЖД считают, что полигон локальных перевозчиков — это уже существующие маршруты поездных формирований, а также тупиковые участки, которые надо передавать игрокам рынка на условиях концессии с обязательствами и полномочиями по развитию и самой железнодорожной инфраструктуры на этих участках. Тем не менее, особого выбора у РЖД нет, так как износ локомотивов, работающих в России (всего около 16 тыс.), составляет 80%,  и средств на масштабное обновление парка монополии не хватает.

Однако, допуск частников на рынок перевозок «на не совсем проработанных условиях» может создать большие трудности для ОАО РЖД, руководство которого сейчас отвлечено на другие проблемы, в первую очередь на продажу дочерних компаний.

InfraNews

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: