В России установлен мировой рекорд стоимости среди морских портов

Логистика | Море | Новости | Апрель 06, 2007, 9:15

Алтайская инвесткомпания “ЮКАС-холдинг” и Талдинская топливно-энергетическая компания (Кемеровская область), специализирующаяся на угольном бизнесе, приобрели Кандалакшский морской торговый порт. До сих пор собственником порта были структуры “Реновы” Виктора Вексельберга. Аналитики InfraNews считают сумму сделки в $30 млн. за портовый актив завышенной. Не только потому, что  проигрывает по объемам перевалки портам Архангельска и Мурманска, но и в связи с отсутствием каких-либо серьезных переспектив развития.

Об этом сегодня пишет “Коммерсант”.

По сообщению информагентства “Интерфакс”, инвестиционная компания “ЮКАС-холдинг” (Алтай) приобрела 99% долей ООО “Кандалакшский морской торговый порт” (КМТП, расположен на Кольском полуострове в Белом море). Непосредственным покупателем стала структура инвесткомпании — ЗАО “Талдинская топливно-энергетическая компания” (ТалТЭК), владелец двух угольных шахт в Кемеровской области (общий объем добычи предприятий “ЮКАС-холдинга” около 2,2 млн. тонн).

В московском представительстве ТалТЭК “Коммерсанту” подтвердили факт покупки порта. До сих пор основным владельцем КМТП были структуры “Реновы” Виктора Вексельберга. Официальный представитель “Реновы” сообщил, что порт действительно продан, отказавшись назвать сумму сделки. “Мы реализовали этот актив за адекватную цену (по данным “Интерфакса”, около $30 млн.), которую предложил стратегический инвестор”. По его словам, купив несколько лет назад Кандалакшский порт у структур СУАЛа, “Ренова” провела работу по его развитию. Объем законтрактованной перевалки на 2007 г. примерно в четыре раза выше уровня 2005-2006 годов.

“В перспективе мы планируем не только сами пользоваться услугами этого порта, но и предоставлять услуги сторонним организациям”, -цитирует “Интерфакс” представителя “ЮКАС-холдинга”. Он также добавил, что планируемые инвестиции в развитие инфраструктуры КМТП — $10-15 млн., что позволит увеличить мощность терминалов порта до 4,5 млн. тонн в год. Сейчас их мощность около 2,5 млн. тонн, однако порт сильно недозагружен.

Грузооборот Кандалакшского морского торгового порта в 2006 г. сократился на 25,6% по сравнению с 2005г.- до 286,2 тыс.т.

SeaNews к примеру считает, что “рост грузооборота порта ранее прогнозировался в связи с разработкой Штокмановского газового месторождения, однако прогнозы не оправдались. “У Кандалакшского порта гораздо менее выгодное географическое положение, чем у его ближайших конкурентов – Мурманского и Архангельского портов. Именно через них сегодня идет основной поток грузов, связанных с разработкой Штокмана”.

InfraNews: Тут конечно недоразумение.  Если раньше первые грузопотоки на Штокман и обратно были запланированы на 2011г., то буквально в начале этой недели Газпром подтвердил, что раньше чем в 2014г. никаких работ на Штокмане не намечается. Так что не только Кандалакша, но и Мурманск с Архангельском остаются втроем бороться за грузопоток угольщиков, лесников и Норникеля.

Если считать на рабочий объем перевалки в лучший за последнее время  год – 2005г. – то стоимость порта приравнена в результате сделки к $77-80 за тонну. Ну а если по году 2006г. – выходит больше  чем за $100 за тонну перевалки.

Если считать на мощность, объявленную (2,5 млн.т. в год), то цена выходит также не маленькая – $12 за тонну.

Сравним это со сделками последних лет. Так к примеру Морской порт Санкт-Петербурга был продан летом 2004г. за $140 млн. Оборот порта составлял в тот год 14,636 млн.т., а собственно мощность порядка 20 млн.т. Получается, что порт оценен по реальной перевалке  в $10 за тонну, а по мощности в районе $6,5-7 за тонну.

Сделка по Петролеспорту, также показательна. Одна тонна оборота обошлась покупателю предположительно в  $18, что конечно много, но, учитывая 100га земли и большие перспективы развития, вполне оправдано.

В мире, последней, не холдинговой сделкой по единичному портовому объекту стала продажа терминала в Стамбуле. Там все обошлось покупателю в $38 за тонну контейнерного оборота. Это не мало, но вполне объяснимо. Перекресток, растущий рынок и прочее.

В логику подобных сделок Кандалкшский морской торговый порт не укладывается ни с ценой $77 за тонну реального оборота в год, ни с ценой в $12 за тонну перспективного или возможного оборота. Он навалочный, за полярным кругом и из перспектив только Хибины на сотни километров и горизонт Белого моря.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости