Калининград над пропастью

Логистика | Море | Новости | Март 06, 2009, 18:23

 

Крупнейший морской торговый порт в Калининградской области на грани остановки. В 2009 году грузооборот предприятия резко снизился – от 354 тыс. тонн в январе до планируемых 100 тыс. тонн в марте. На апрель заявок практически нет. На вопросы корреспондента ИА REGNUM ответил председатель совета директоров ОАО “Калининградский морской торговый порт” (КМТП) Андрей Колесник.

ИА REGNUM: Прекратит ли КМТП в апреле 2009 года свою работу?

Когда падение грузооборота составляет 50 и более процентов, то, в принципе, это можно назвать остановкой порта. Конечно, сегодня мы еще не дошли до “провальной” цифры, которая была зафиксирована у нас в 1998 году – 2,5 млн тонн в год [Для сравнения, в 2008 году КМТП перевалил 5 млн тонн грузов. – ИА REGNUM]. По временам 98-го года, те 2,5 млн тонн были хоть малом, но терпимым грузопотоком. Теперь же, когда наша стивидорная компания [ООО “Калининградская стивидорная компания” образована на базе контейнерного терминала КМТП. – ИА REGNUM] существенно качественно себя изменила, то сегодняшие 2,5 млн тонн равносильны остановке предприятия.

ИА REGNUM: Падение грузооборота связано с мировым финансовым кризисом?

Безусловно. Более того, кризис вновь обнажил самую большую проблему Калининградской области – эксклавность российской территории. Мы находимся в заведомо неконкурентной среде по отношению ко всем остальным российским портам. Мы единственные в России, кто принимает свои грузы через территории двух иностранных государств – Белоруссию и Литву. В литовском государстве есть протекционистская политика, которая держит тарифы на транзит грузов практически вдвое дешевле, чем в Калининграде. Такая же ситуация по многим позициям в Белоруссии. В итоге, если падение по грузообороту в целом по России составляет до 10%, в Калининграде – до 30%. В этом плане, чем быстрее метрополия станет оказывать преференции своему эксклаву, тем раньше мы выйдем из кризиса. Преференции должны быть необязательно финансовые, а хотя бы на законодательном уровне. В частности, в таможенном законодательстве и тарифной политике.

ИА REGNUM: Какие конкретные виды грузов сократились?

– Практически всё, что касается металлургии – кокс, чугун, другие металлы. Нефть, нефтепродукты. Сборщики все остановились! Речь, в первую очередь, идет о комплектующих для автомобилей и сложной бытовой техники. Импортного груза нет вовсе. Вопиющий пример – падение грузоконтейнерного потока в порту Балтийска за два первых месяца 2009 года составила не 33%, а в 33,3 раза! Это показатель того, насколько Калининград совершенно другой по отношению к остальным российским регионам.

ИА REGNUM: Чего ждать персоналу морского торгового порта весной 2009 года?

Сейчас у нас сокращено порядка 35%. [В сентябре 2008 года в порту работало 967 человек, а к 1 января 2009 года число сотрудников уменьшилось до 601. – ИА REGNUM]. Дальше сокращать людей уже нельзя, поскольку мы потеряем свои технологические возможности. Сейчас, скорее всего, мы будем вынуждены на 50% уменьшить рабочий день. Мы уже практически ушли от ночной работы и работы в выходные дни (в 2008 году порт работал круглосуточно). Подчеркну, что эти непопулярные меры зависят не от нас, а от наличия либо отсутствия реальной грузовой базы.

ИА REGNUM: Какие планы по грузообороту в апреле-мае?

Точные цифры на сегодняшний день я не назову, поскольку мы перешли, как это не прозвучит странно, на недельное бюджетирование. Так что всё, о чем я рассказываю, актуально в течение этой недели.

Новости по теме


Свежие новости