Год дихотомии
Железная дорога | Новости | Май 14, 2021, 7:50
Уголь для ОАО «РЖД» всегда был основой. Собственно, уголь и железная дорога всегда были вместе. Не было бы угля в 19 и 20 веках, можно было и не строить половины железных дорог. Железные дороги сделали применение угля массовым, создали его ценность и стали двигателями промышленных революций в разных странах. Позже появилась нефть, нефтепродукты, другие массовые грузы, но ни в одной из железнодорожных систем они не превзошли уголь.
В Великобритании, где всё и начиналось, в 19 веке, после реформ Маргарет Тэтчер, уголь практически перестали добывать, следовательно и перевозить. Количество финансовых скандалов и проблем с диспетчеризацией то с частными, то снова с государственными железными дорогами бывшей империи за 40 лет, с момента прихода “железной леди”, не перечесть.
В США, чья железнодорожная сеть грузовых перевозок остаётся крупнейшей в мире, уголь среди массовых грузов является лидером по погрузке. Из 1 миллиона ежемесячных вагоноотправок до четверти приходится на уголь. При этом массовые грузы составляют меньше половины от погрузки. Большую часть погрузки занимают отправки платформ с контейнерами и трейлерами. Угольная активность США с приходом новой администрации в 2021 году, скорее всего, будет сходить на нет. «Зелёный тренд» вместе с возобновляемыми источниками может сильно повлиять на добычу и перевозку угля.
Даже если держаться стороны скептиков, не верящих в ужасы всемирного потепления, к которым я отношу и себя, надо отдавать себе отчет, что жить с углем и его сжиганием на ТЭС планете не более полувека. Энергетика меняется, металлургия меняется.
На фоне конъюнктурных колебаний угля стабильный рост объема контейнерных перевозок приводит к столкновению интересов угольщиков и контейнерщиков. Контейнеров пока сильно меньше угля: по весу в 6 раз. Но пропорция эта очень подвижна. При любом отношении к социальным обязательствам угольных компаний в своих регионах, в контейнерном бизнесе работает значительно больше людей, а зависящих от контейнеров отраслей кратно больше, чем от угля.
Антагонизм будет усиливаться просто потому, что у РЖД не будет хватать инвестиционных возможностей удовлетворять обе стороны. Государственному холдингу, конечно же, стоит воздерживаться от участия в будущих конфликтах. Главное – найти грань, за которой контейнеры могут покинуть систему и не переступать её, и чтобы эта грань сохраняла в угольщиках минимальную удовлетворённость.
Новости по теме
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Угольные компании начали возвращаться на терминал «ОТЭКО» в Тамани
Компания «ОТЭКО» подписала соглашение с ЕВРАЗ на перевалку угля через Таманский терминал навалочных грузов
-
Шведский оператор железнодорожных грузоперевозок сокращает маршрутную сеть из-за падения спроса
Green Cargo сокращает маршрутную сеть в условиях падения спроса на некоторых маршрутах
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну