Год дихотомии

Железная дорога | Новости | Май 14, 2021, 7:50

Уголь для ОАО «РЖД» всегда был основой. Собственно, уголь и железная дорога всегда были вместе. Не было бы угля в 19 и 20 веках, можно было и не строить половины железных дорог. Железные дороги сделали применение угля массовым, создали его ценность и стали двигателями промышленных революций в разных странах. Позже появилась нефть, нефтепродукты, другие массовые грузы, но ни в одной из железнодорожных систем они не превзошли уголь.

В Великобритании, где всё и начиналось, в 19 веке, после реформ Маргарет Тэтчер, уголь практически перестали добывать, следовательно и перевозить. Количество финансовых скандалов и проблем с диспетчеризацией то с частными, то снова с государственными железными дорогами бывшей империи за 40 лет, с момента прихода “железной леди”, не перечесть.

В США, чья железнодорожная сеть грузовых перевозок остаётся крупнейшей в мире, уголь среди массовых грузов является лидером по погрузке.  Из 1 миллиона ежемесячных вагоноотправок до четверти приходится на уголь. При этом массовые грузы составляют меньше половины от погрузки. Большую часть погрузки занимают отправки платформ с контейнерами и трейлерами. Угольная активность США с приходом новой администрации в 2021 году, скорее всего, будет сходить на нет. «Зелёный тренд» вместе с возобновляемыми источниками может сильно повлиять на добычу и перевозку угля.

Даже если держаться стороны скептиков, не верящих в ужасы всемирного потепления, к которым я отношу и себя, надо отдавать себе отчет, что жить с углем и его сжиганием на ТЭС планете не более полувека. Энергетика меняется, металлургия меняется.

На фоне конъюнктурных колебаний угля стабильный рост объема контейнерных перевозок приводит к столкновению интересов угольщиков и контейнерщиков. Контейнеров пока сильно меньше угля: по весу в 6 раз. Но пропорция эта очень подвижна. При любом отношении к социальным обязательствам угольных компаний в своих регионах, в контейнерном бизнесе работает значительно больше людей, а зависящих от контейнеров отраслей кратно больше, чем от угля.

Антагонизм будет усиливаться просто потому, что у РЖД не будет хватать инвестиционных возможностей удовлетворять обе стороны. Государственному холдингу, конечно же, стоит воздерживаться от участия в будущих конфликтах. Главное – найти грань, за которой контейнеры могут покинуть систему и не переступать её, и чтобы эта грань сохраняла в угольщиках минимальную удовлетворённость.

Новости по теме


Свежие новости