Время «инновационных» скидок безвозвратно ушло

Экономически необоснованные тарифные преференции на порожний пробег инновационных полувагонов привели к нарушению общесетевой логистики движения вагонов, а также недовывозу грузов из отдельных регионов. В проигрыше остаются все: РЖД, операторы и грузоотправители.

О том, что внедрение инновационного парка на сети проходит с использованием нерыночных механизмов руководитель ФАС Игорь Артемьев еще в 2016 году докладывал главе правительства России Дмитрию Медведеву. В своем докладе глава службы заявил, что пониженная тарифная ставка на порожний пробег, изначально введенная в 2013 году (приказ ФСТ России от 09 апреля 2013 г. № 61-т/1) для стимулирования увеличения парка «инновационных» вагонов на сети, имеет «дискриминационный характер» и может привести, в том числе, к логистическому коллапсу. На сегодняшний день этот прогноз уже начал оправдываться.

Напомним, что для инновационных вагонов порожний пробег сейчас на 11-27% дешевле, чем для обычных вагонов. По состоянию на середину 2018 года на сети РЖД эксплуатируется 97 тыс. «инновационных» полувагонов (около 20% от всего парка этого типа). Текущее ежемесячное поступление на сеть инновационных вагонов составляет 1,5-3 тыс. единиц. К 2025 году, при сохранении темпов прироста, доля инновационных вагонов может достичь 40-50% от российского парка полувагонов.

Однако, с массовым выбытием с сети типового парка полувагонов (с 2015 года списано более 170 тыс. полувагонов), и притока взамен инновационных вагонов, указанная мера тарифного стимулирования стала оказывать негативное влияние на логистику движения вагонов на сети и обеспеченность грузоотправителей вагонами. Также и ОАО «РЖД» несет колоссальные потери. Инновационный парк превратился в специализированный, ориентированный исключительно на перевозки угля (90%) парк, из которых 70% — перевозки на экспорт. Максимизация тарифной скидки (те самые 27%) достигается на длинных плечах, что и послужило причиной концентрации инновационного парка на угольных экспортных направлениях с дальностями перевозки 4300-5600 км, где углевозы эксплуатируются на замкнутых маршрутах, не подхватывая попутные порожнему пробегу грузы (иначе теряется тарифная скидка). Например, по данным 2014-2017 гг. доля инновационных полувагонов в заадресовке на Карелию после выгрузки угля в Мурманске составляет порядка 1%; из-под выгрузки угля в целом по портам Северо-Запада на попутные грузы приходится порядка 7% отправок в инновационном парке. Как результат, доля порожнего пробега к груженому пробегу в типовых полувагонах составляет 65%, в инновационном парке — 96%, что сопоставимо с порожним пробегом узкоспециализированного подвижного состава.

Выгодно ли все это ОАО «РЖД»? Ответ – нет. При индексации тарифов на 21,8% с 2016 года по текущий момент, доходная ставка по углю на экспорт изменилась всего на 7,7% за счет «инновационных» скидок с тарифа. Экономический ущерб ОАО «РЖД» по итогам 2017 года оценивается в 6,4 млрд руб. Ожидается, что по результатам 2018 года, с учетом увеличения парка «инновационных» полувагонов, ущерб составит уже 7,8 млрд. руб. При сохранении тарифных скидок и увеличения доли инновационных полувагонов до 40-50% от общесетевого парка полувагонов, ущерб ОАО «РЖД» от действия скидки возрастет до 15-18 млрд. руб. в год. К этому еще прибавляются потери от увеличения числа необходимых локомотивов и локомотивных бригад.

Очевидно, что эффективность инновационного парка должна обеспечиваться исключительно их экономической привлекательностью, но таковой не наблюдается. Напротив, мы наблюдаем 100-процентный порожний возврат инновационного парка после выгрузки в портах, долгий простой инновационных вагонов в депо из-за частых выходов из строя и недостатка запчастей. Это приводит к существенному росту встречных порожних пробегов и увеличению оборота вагона в целом по сети РЖД. Нарушение устоявшейся схемы курсирования полувагонов, баланса, предполагающего сочетание перевозок на длинные и короткие плечи, выделение отдельного парка только на длинные плечи, в конечном итоге могут привести к необеспечению вагонами и грузами ряда предприятий, регионов и целых отраслей, таких как, например, металлургия, ЖКХ и ряда других.

На совместном совещании ОАО «РЖД» и президиума Союза операторов подвижного состава, прошедшем 31 июля 2018 г., о сложившейся ситуации было доложено генеральному директору монополии Олегу Белозерову. По итогам встречи, топ-менеджменту монополии в срок до конца сентября было поручено провести анализ существующих тарифных условий на перевозку инновационных и универсальных полувагонов в целях недопущения увеличения стоимости перевозки и оценку эффективности использования инновационных вагонов на основании накопленных статистических данных.

Минпромторг, в свою очередь, занял противоположную позицию. Глава ведомства Денис Мантуров на днях заявил, что скидки с тарифа мотивируют на приобретение инновационных вагонов. При этом газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что в правительстве намерены обсудить отмену тарифных льгот для тяжеловесных инновационных вагонов. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считают очевидным, что скидки на порожний пробег для инновационных вагонов выполнили свою функцию. Участники рынка убеждены, что процесс массового внедрения такого парка на сеть завершен, а дальнейшее наращивание количества инновационного парка, использующего тарифные преференции, создает угрозу нарушения финансовой сбалансированности ОАО «РЖД» и всех участников перевозочного процесса.

На заседании президиума СОЖТ в минувший вторник руководители большинства операторских компаний, входящих в эту организацию высказали крайнюю заинтересованность в скорейшем решении вопросов, касающихся дискриминационного подхода к курсированию инновационного подвижного состава на сети РЖД. С ними солидарны и в РЖД. Промышленные концерны (РУСАЛ, объединение «Русская Сталь») также считают, что необходимо скорейшее решение вопроса, испытывая трудности с вывозом продукции. Итогом заседания стал проект письма в ФАС с просьбой к руководству ведомства в ближайшее время рассмотреть вопрос об отмене тарифных преференций для инновационного подвижного состава, и пересмотра параметров эффективности использования инновационного парка в целом. СОЖТ и РЖД предлагают ввести единые правила для всех участников перевозочного процесса и единый тариф на перевозки порожних полувагонов.

13.09.18 в 13:52 раздел Железная дорога, Компании

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: