Казахстан вам поможет

Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ, которое дает казахским угольщикам право приоритетного доступа к экспортным портам России, пишет Коммерсант. Согласно проекту, страны с 1 января создают условия для перевозки и перевалки в портах РФ на экспорт до 14 млн. т. угля в год из Казахстана. Срок действия соглашения — 25 лет, в последующие годы объем может быть увеличен. Ежегодно до 1 октября стороны согласуют объемы и направления, казахская квота не должна быть выше 50% перевалки в порту. Тарифы железной дороги и портов для этого угля не должны быть выше, чем для российского.

По межправсоглашению от Астаны работает министерство по инвестициям и развитию, от Москвы — Минтранс. Соглашение может быть подписано в декабре.

Отмечается, что проект дополняет правила недискриминационного доступа к портовым услугам в РФ. В ПНД устанавливается порядок доступа к портовой инфраструктуре, в частности вводится квота по межправсоглашениям со странами ЕАЭС: они получают преимущество даже перед долгосрочными клиентами из РФ. По данным Ассоциации горно-металлургических предприятий Казахстана, в 2016 году экспорт угля из Казахстана через порты РФ упал на 23%, до 2,98 млн. т. По мнению ассоциации, квота в портах призвана возместить снижение спроса на казахский уголь в энергетике РФ и должна предоставляться «в сопоставимом объеме» — 9,2–9,7 млн. т. в год. Если предусмотреть сохранение экспорта через порты РФ в объеме «не менее 5 млн. т. в год, ожидаемых в 2017 году», считают в АГМП, то в сумме поставки составят 14,2–14,72 млн. т. — около 10% перевалки угля в портах РФ.

Портовые квоты в РФ могут получить и другие страны ЕАЭС. В конце сентября первый вице-премьер Казахстана Аскар Мамин просил первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова ускорить согласование ПНД и рассмотреть возможность межправсоглашения. 11 августа на совещании министерств РФ и Казахстана достигнуты договоренности о включении в ПНД «нормы по подписанию двусторонних межправсоглашений» между РФ и членами ЕАЭС с гарантиями по объему перевозки и перевалки грузов через порты РФ. Отмечается, что соглашение с Астаной двустороннее и подписать его с РФ могут Киргизия и Белоруссия.

Как отметили в Совете потребителей услуг РЖД, сейчас обострилась проблема невывоза грузов, вызванная инфраструктурными ограничениями и рыночными факторами. По мнению совета, спрос на перевозки в долгосрочной перспективе не будет удовлетворяться полностью, объем невывоза угля к 2020 году ожидается на уровне 42 млн. т. Совет полагает, что приоритетный доступ Казахстана к железнодорожной инфраструктуре сократит перевозки российского угля, снизит его конкурентоспособность в мире, экспорт, добычу, налоговые поступления в бюджет и число рабочих мест.

В Ассоциации морских торговых портов сообщили, что предприятия стран ЕАЭС должны иметь равный доступ к услугам в морских портах, согласно договору о союзе. При определении свободных мощностей и порядка доступа к ним не следует допускать привилегированного положения одного потребителя перед другими, говорят в АСОП, а именно это и предполагает межправсоглашение.

InfraNews Не совсем понятно, чего все смущаются и возмущаются. С государственной точки зрения — все же хотели все перетянуть в российские порты. С инвесторской позиции — миллион же проектов, как загружать иначе-то. Ну и с конъюнктурной — чего буробить. Пик спроса пройден. На уголь. Дальше, скорее всего, будет хуже. Если нет — смотри выше.

09.11.17 в 9:14 раздел Железная дорога, Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: