Американские железные дороги падают под давлением автотракеров

Совокупный грузовой трафик на железных дорогах США в декабре 2016 составил 1,98 млн единиц вагонов, контейнеров и трейлеров, что на 6,9% больше, чем в декабре 2015 года, сообщает Ассоциация американских железных дорог AAR в своем ежемесячном обзоре рынка железнодорожных грузоперевозок в США. По итогам 2016 года в целом отставание от показателей 2015 года сократилось до 5%, по сравнению с 12,3% за первое полугодие. Сообщает ТАСС

Статистика железнодорожных перевозок в США отдельно считает грузы, перевозимые в железнодорожном подвижном составе — вагоноотправки, и интермодальные грузы, перевозимые в контейнерах и трейлерах.

Совокупный объем вагоноотправок составил в декабре 973,6 тыс. единиц, что на 2,8% больше, чем годом ранее. Объемы вагоноотправок начали расти в ноябре – после 22 месяцев непрерывного снижения.

По итогам четвертого квартала прошлого года объем вагоноотправок был на 0,8% меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года.

В целом за 2016 год, этот показатель составил 13,1 млн, что на 8,2% меньше, чем годом ранее, на 13,7% меньше, чем в 2014 году, и на 32,2% меньше, чем в 2006 — году, на который пришелся пик перевозок за период с 1988 года.

Ключевым грузопотоком, определявшим динамику грузоперевозок в США, был уголь. В 2016 году погрузка угля на американских железных дорогах составила 4,1 млн вагонов, что на 20,1% меньше, чем в 2015, на 29,7% меньше, чем в 2014, и на 45,1% — чем в 2008 году, когда были перевезены рекордные объемы угля за всю историю американских железных дорог. Перевозки угля стабильно падают с конца 2014 года, что обусловлено переориентацией потребителей угля, прежде всего производителей электричества, на резко подешевевший природный газ, и ужесточением экологических ограничений. За первые 10 месяцев 2016 года объем генерации электроэнергии с использованием угля сократился на 12% к уровню аналогичного периода 2015 года, на 23% — по сравнению с 2014 годом, и на 33% — по сравнению с 2010. Еще в 2005 году доля угля в общем объеме производства электроэнергии в США составляла 50%, к 2010 году она сократилась до 45%, к 2013 году – до 39%, по итогам периода январь-октябрь 2016 года — до 30%.

В декабре объемы перевозок угля на железных дорогах США выросли на 4,2% по сравнению с декабрем 2015 года. Отчасти это может быть следствием победы Дональда Трампа на президентских выборах. В ходе предвыборной кампании Трамп пообещал пересмотреть ограничения на работу угольных тепловых электростанций уже в первые сто дней  своего президентства.

Logistics-Park-Kansas-City-large

Двузначные темпы падения объемов перевозок нефти и нефтепродуктов были обусловлены, прежде всего, снижением объемов перевозок сырой нефти. В декабре трафик углеводородов на сети железных дорог США сократился на 17,4%, за 2016 год в целом – на 21,4% к уровню 2015 года, и на 28,9% к уровню 2014.

2016 год был благоприятным годом для зерна: на зерновые пришлось 9% от общего числа вагоноотправок — 1,18 млн, что на 7,3% больше, чем в 2015 году. В декабре объемы перевозок зерновых выросли на 10,5% в годовом сопоставлении, за четвертый квартал – на 12%.

Объемы интермодальных перевозок в декабре 2016 года выросли на 11,2% к уровню годом ранее. Тем не менее впервые за последние четыре года в 2016 году железным дорогам США не удалось установить новый рекорд в сфере интермодальных перевозок. В целом за 2016 год объемы перевозок контейнеров и трейлеров сократились на 1,6% по сравнению с 2015 и на 0,05% по сравнению с 2014 и составили 13,5 млн единиц.

В 2016 году на контейнеры приходилось 91% совокупного объема интермодальных перевозок в США – максимум за всю историю. По итогам 2016 года железнодорожным транспортом в США был перевезен рекордный объем 12,3 млн контейнеров, на 0,5% больше, чем годом ранее. Для сравнения, объемы железнодорожных контейнерных перевозок в 2000 году были примерно вдвое меньше, чем в прошедшем; разница с 2010 годом составляет 22%.

Объем перевозок трейлеров, напротив, сократился в прошедшем году на 19,5% по сравнению с 2015 годом и составил на 1,18 млн единиц – минимальный показатель за все годы, которые покрывает статистика AAR, т.е. с 1989 года.

Среди факторов, которые обусловили слабость в сегменте интермодальных перевозок в 2016 году, AARназывает высокие уровни запасов и усиление конкуренции с автомобильной доставкой.

Согласно отчету AAR,  в течение прошлого года постепенно сошел на нет рост рынка автомобильных перевозок. Как следствие, тракеры стали охотнее  снижать цены, чтобы переориентировать на себя грузы с железной дороги. Кроме того, несмотря на то, что цены на топливо росли на протяжении года, они по-прежнему значительно ниже уровней всего несколькими годами ранее, что в значительной степени нивелирует ценовое преимущество железнодорожной доставки.

Подробности мирового контейнерного оборота читайте здесь

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: