ФАС предложила создать на железной дороге «Совет рынка транспортных услуг»

На железнодорожную отрасль может быть перенесен опыт электроэнергетики путем создания «совета рынка» — структуры, которая будет представлять всех участников отрасли и регулировать ее работу, пишет Коммерсант.

ФАС предложила создать на железной дороге «Совет рынка транспортных услуг». В конце прошлого года данная идея, которая возникла уже давно, перешла в фазу активного обсуждения, а 13 января глава ФАС Игорь Артемьев направил Владимиру Путину письмо по данному вопросу. Артемьев сообщил, что на железнодорожном транспорте фактически нет организованной торговли. По его словам, «целесообразно выработать правила рынка перевозок, учитывающие интересы всех участников, создать систему прогнозирования баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры». Организовать это предложено на принципах саморегулирования по аналогии с «Советом рынка» в энергетике, а полномочия и функции организации — установить законом.

В ФАС пояснили, что основная проблема РЖД и операторов — снижение грузооборота. В ведомстве полагают, что привлекательность железной дороги надо повысить за счет пересмотра ценового прейскуранта и оптимизации работы рынка, чтобы привлечь малых и средних грузоотправителей с автодорог. Выработкой правил может заняться «совет рынка». Альтернативой может быть возврат к оперированию обезличенным вагонным парком силами РЖД, если это снизит издержки и повысит клиентоориентированность. ФАС предлагает структуру «совета рынка» из трех палат — потребителей, производителей (операторы и РЖД) и представителей власти. При этом РЖД может получить право вето.

Грузоотправители в целом поддержали идею. В СУЭК сообщили, что структура могла бы решать вопросы баланса парка, справедливых цен, эффективности использования частного парка. В «Русале» полагают, что основной задачей «совета рынка» должно быть создание коммерческой инфраструктуры рынка на основе площадки, где может торговаться услуга по предоставлению вагонов на основе спотовых заявок, а в дальнейшем — и нитки графика, тяга и прочее. При этом участники рынка выступили против заимствования системы торгов с энергорынка.

ФАС предлагает взять за основу организацию рынка агрегаторов такси — ближайший порожний вагон мог бы автоматически захватываться системой, потом отдаваться в другом месте, а с владельцем рассчитываться по формуле, утвержденной в договоре о присоединении к рынку. Но, по мнению представителей отрасли, идея рынка по принципу агрегации может принести высокие доходы тому, кто ее реализовал, но затруднения при реализации слишком серьезны.

26.02.16 в 10:10 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: