Первое интервью Якунина после отставки

Бывший президент РЖД Владимир Якунин в своем интервью Газете.Ru рассказал об увольнении, получении ранга посла, новом руководителе РЖД и своих планах на будущее.

По словам Якунина, отставка не была для него неожиданной, и “никакой чрезвычайщины не было”. Он отметил, что еще в августе 2014 года, когда подписывался трехлетний контракт, было определено: это не будет полный срок, и он уйдет раньше. 18 августа Владимир Путин заявил, что отставка – это личный выбор Якунина. Экс-президент монополии пояснил, что ему были сделаны предложения, из которых он сам выбирал. Но окончательное решение о будущей деятельности предполагалось сделать после более детального анализа как с точки зрения общественной пользы, так и с личных человеческих интересов.

По словам Якунина, ему удалось глубоко изучить отрасль, создать дееспособный коллектив, наладить прозрачные и понятные взаимоотношения с бизнесом. Благодаря совместной работе с инвесторами было обеспечено сохранение и развитие тяжелого машиностроения в части производства локомотивов, грузовых, пассажирских вагонов. РЖД удалось запустить проект модернизации БАМа и Транссиба. Впервые средства ФНБ были выделены на реализацию инфраструктурного проекта. По мнению Якунина, выделенные средства компания израсходовала эффективно.

Говоря о господдержке и выделении субсидий, Якунин подчеркнул, что РЖД никогда не занимались бессмысленным выпрашиванием денег из бюджета. Бывший президент монополии отметил, что во всех странах мира железнодорожный транспорт получает государственные субсидии. Даже в кризис 2008 года государство, по словам Якунина, не выделяло РЖД средств на операционную деятельность, а только на инвестиции и капремонт объектов сети. В этом смысле работа РЖД ничем не отличается от деятельности любой другой аналогичной зарубежной компании, продолжил Якунин. Для РЖД ориентиром всегда служила Deutsche Bahn, которая ежегодно получает субсидии до €8 млрд. Это приблизительно та сумма, которая расходуется на развитие РЖД в целом.

Основные ориентиры для отрасли были определены в госстратегии развития транспорта. Исходя из них, РЖД предоставляли расчеты. Рост тарифов практически всегда отставал от инфляции, поэтому госкомпании постоянно приходилось работать при дефиците средств, пояснил Якунин. Потому и президент страны объективно оценивал позицию РЖД, и премьер. На всех заседаниях правительства, где в течение последних десяти лет рассматривались планы и отчеты монополии, не звучало иной оценки, кроме положительной. Якунин рассказал, что на совещании у президента компания была признана одной из наиболее эффективных с точки зрения управления издержками.

Якунин рассказал и о прорывах – “поистине революционным было внедрение электронного билета. Появились высокоскоростные поезда. Мы вернули Россию в клуб стран, обладающих технологиями ВСМ! Названия «Сапсан», «Ласточка», «Аллегро», «Стриж» стали нарицательными.”.

Что касается грузовых перевозок, то даже с учетом ФГК доля частника превышает 80%. А в перевозочной деятельности частный бизнес начал постепенно делать первые шаги: «Аэроэкспресс», ЦППК, Ямальская железнодорожная компания, «Железные дороги Якутии». Это все независимые компании-перевозчики, отметил Якунин.

По мнению Якунина, новый глава РЖД Олег Белозеров, как участник отработки стратегии развития РЖД, сможет повести компанию по намеченной траектории развития.

Экс-глава монополии рассказал, что ранг посла ему присвоили в прошлом году, но в будущем он предпочел бы работать в России. “Я родину люблю. Здесь лучше, понимаете?”, – сказал Якунин.

Новости по теме


Свежие новости