ВСМ Москва-Казань становится запредельно дорогой

Как сообщает Юлия Галлямова в РБК daily, согласно организационной и финансовой модели проекта строительства ВСМ Москва — Казань, стоимость строительства 1 км дороги выросла с 0,9—1 млрд. руб. до 1,39 млрд. Совокупные затраты на проект составят 1,031 трлн. руб., из которых 50 млрд. пойдет на закупку поездов. Еще 37 млрд. руб. необходимо на новые вокзальные комплексы в Москве, Нижнем Новгороде и Казани. В РЖД рассчитывают построить вокзалы на средства частных инвесторов. При этом инвесторам могут предложить контракт жизненного цикла.

Обновленный проект предполагает, что 62,7% будет профинансировано государством, оставшаяся часть — за счет частных инвесторов. РЖД надеется получить 300 млрд. руб. в виде госсубсидий на этапе строительства, 150 млрд. руб. — из ФНБ, 139 млрд. руб. — через Пенсионный фонд, 100 млрд. руб. — за счет выпуска инфраструктурных облигаций, 81 млрд. руб. — бюджетные гранты. Вклад монополии составит 30,8 млрд. руб., из них 2,2 млрд. — в 2013 г., их частные партнеры вложат 43,4 млрд. руб. в 2018 г. В виде кредитов будет привлечено еще 223,9 млрд. руб.

Реализовывать проект будут «Скоростные магистрали», подконтрольные РЖД, во главе с первым вице-президентом монополии Александром Мишариным. По его словам, в инвестзатраты включены строительство вокзалов и закупка подвижного состава, без учета которых проект подорожал бы только на 5%. Мишарин отметил, что предлагаемая монополией цена за километр сопоставима с подобными проектами в мире. По документам РЖД, в уставный капитал «Скоростных магистралей» будет внесено 305,2 млрд. руб., после чего доля монополии в ней сократится до 10,1% акций. Государство получит 75,6% акций, частный инвестор – 14,2%.

Весной 2018 г., когда строительство будет завершено, компания арендует магистраль, компенсировав затраты за счет госсубсидий. Кроме того, РЖД планирует взять на себя ответственность за перевозку пассажиров и продажу билетов, а также сдачу в аренду коммерческих площадей. Вместе с тем, монополия ожидает обнуления налога на имущество и НДС на пассажирские перевозки.

Как отметили в РЖД, по новой магистрали могут быть запущены Сапсан и скорые электрички. По прогнозам монополии, к 2020 г. пассажиропоток магистрали составит 7,4 млн. человек в год, а к 2030 г. — 10 млн. Из документов следует, что в первый год запуска проекта перевозки принесут оператору магистрали 15,4 млрд. руб. при операционных расходах 8,4 млрд. К 2019 г. выручка составит 36,1 млрд., операционные расходы — 15,4 млрд., к 2027 — 100,1 млрд. и 27,1 млрд. соответственно. Данные показатели могут быть достигнуты только в случае выделения госсубсидий на стадии эксплуатации.

До 2027 г. ВСМ потребует дополнительных 120 млрд. Благодаря субсидиям срок окупаемости проекта составит 19,5—39,5 лет, в зависимости от учета факта обесценивания денег. Без господдержки проект не окупится даже за 40 лет. По расчетам РЖД, доходность проекта может составить как 17,6 млрд. руб. при выделении субсидий, так и 65,9 млрд. руб. убытка.

Новости по теме


Свежие новости