РЖД покупают GEFCO вопреки здравому смыслу

История тянется с лохматого уже 2006 года, когда еще полному сил и радужных надежд Якунину некто Григорий Березкин посоветовал для развития внутренней логистики приобрести среднюю европейскую логистическую компанию.

Тогда не срослось — началась другая эпопея: проекты по выводу грузовых дворов, акционирование Трансконтейнера, а в 2007 г. —  гонки вокруг вагонов. Все это явно слаще, чем наладка чего-то там за скромные деньги. Потом пришел 2009 г. С кризисом.

В стратегии РЖД где-то зарыта покупка западного логистического оператора. Со стратегией, правда, это никак не соотносится. Просто ВИЯ  любит пароходы, а не поезда, и контейнеры, а не угольные вагоны.

В 2009 очередной список на покупку составил почивший КИТ-ФИНАНС. Тема была отработна, но не нашла поддержки, так как задача оставалась прежней — купить среднюю европейскую компанию. А распильщикам внутри РЖД после рассмотрения списка не понравилось, что мало на круг выходит. И снова от затеи отказались.

И тут PSA Peugeot Citroen  предлагает широкому кругу покупателей купить свою логистическую компанию GEFCO. Это так называемый 3PL оператор с сотнями офисов по миру.  Пользуясь именем и кредитными возможностями большой компании, он в основном занимается  покупкой оптом различных услуг (океанская перевозка, портовая перевалка, складские площади, сухопутные перевозки всех видов) и распродажей их в розницу в виде растянутых в пространстве цепочек.  Свои автотранспорт и склады находятся во Франции, там у оператора много мелких клиентов.  Но по миру нет ничего своего.  Социалистический марш — вот как это называется. Собственно, ничего страшного. Предложили и предложили. В том числе и РЖД, как оказалось. А ведь ничего не предвещало…

Потенциальными покупателями подразделения GEFCO являются французские инвесткомпании PAI Partners и Axa Private Equity, французская Geodis — подразделение Национальной компании железных дорог Франции (Societe Nationale des Chemins de Fer Francais), американская инвесткомпания Apollo Global Management LLC, а также инвестфонды CVC Capital Partners и Clayton Dubilier & Rice LLC. По словам собеседников Bloomberg, заявки на приобретение 90% акций подразделения GEFCO принимали до 25 мая. При этом сумма сделки может составить до 500 миллионов евро.

РЖД оценило компанию почти в миллиард . Около 9 Ebidt. Круто для сервисной компании, главная ценность которой — кадры, причем по большей части французы. Покупать будут 75%.

Читаем презентацию про эту покупку, составленную в недрах РЖД. Заявления и предположения более чем странные. То, что GEFCO положительно повлияет на РЖД,  не доказано. В принципе нет ни одного аргумента. Презентация просто это утверждает. Но на примере сотрудничества этих компаний и их дочек прослеживается обратная тенденция — отрицательное влияние РЖД.

По сути РЖД хочет купить компанию, покупающую у нее услуги. Это странно. Обычно покупают поставщиков услуг. Да и то, слово аутсорсинг вообще-то никто не отменял. Про синергию  — аналогично. Нет похожих бизнесов у компаний. Самое странное  только 1% бизнеса GEFCO сосредоточен в Дальней Азии. Значит у них нет искомого РЖД опыта по работе на ДВ, Транссиб не реален, ну и так далее. То есть той экспертизы, которую сегодня ищет РЖД, от  GEFCO она не получит.

Пройдемся по слайдам. Слайд 13. Опять самоопускание через рейтинг всемирного банка. В этом слайде указано, что в России нет игроков с тотальным комплексом услуг, но он не появится и после приобретния. Поскольку GEFCO + РЖД — это совсем не тотальный оператор получится.

Слайд 14. Бостон консалтинг групп. Цифра про то, что в развитых странах на услуги специализированных операторов приходится более половины перевозок, притянута за уши. У нас контейнеры и прочие такие товары составляют менее 20% в грузообороте. Вот и доля операторов такая. Ибо ни углю, ни нефти, ни прочим комодитес не требуются операторы. Достаточно трейдеров.

Слайд 15. Как можно рассказывать про интеграцию IT GEFCO, если до сих пор накладные РЖД в эдифакт не переводятся автоматом и автоматически не стыкуются  с российскими таможенными декларациями.

Как и всегда, у РЖД все  написано через фантазии. А в конце презентации мы якобы должны поверить, что аналогичный опыт по покрупке DB  компании Schenker — это крутой опыт.

Докладываем. За последние 10 лет DB купил как минимум десяток разных компаний (среди них Exel  и Schenker) — получился обычный экстенсивный рост. Компании росли бы и так. Ебида, что вместе, что раздельно — одна и та же.  Нет никакого смысла менять обычные клиентские договора и узкоспециальных менеджеров на акции и менеджеров широкого профиля. Достаточно спустя годы почитать немецкие транспортные СМИ, чтобы понять, что большинству аналитиков в Германии этот, по сути, государственный капитализм совсем не нравится и они считают, что такие провайдеры всеобщих логистических услуг, как DB и Schenker, должны жить независимо друг от друга.

Победные же реляции о росте прибыли никого не должны смущать — это просто реляции. Никаких доказательств, что купленным компаниям было бы хуже вне гигантского холдинга — НЕТ

Это и в презентации указано. Только в РЖД приведенный график не стали расшифровывать.

Честно говорю, не люблю французский бизнес с его мистралями, социалистами, эататистами, а сосьете женераль не люблю отдельно. Вот не люблю — и все. И поэтому я за эту сделку — пусть с РЖД не только мы мучаемся, но и французы.

30.08.12 в 8:22 раздел Железная дорога, Компании

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: