РЖД боится либерализации пассажирских цен и рынка в целом

 

Пассажирские перевозки убыточны, любят повторять руководители РЖД: тарифы на большую часть перевозок устанавливает государство и они слишком низки. В декабре правительство пошло навстречу госкомпании: первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Федеральной службе по тарифам (ФСТ) разработать схему дерегулирования тарифов на часть пассажирских перевозок в плацкарте, а также на перевозки РЖД грузобагажа, рассказал «Ведомостям» чиновник правительства.

Эта идея возникла у Минтранса при обсуждении объема компенсаций монополии убытков от перевозок пассажиров поездами дальнего следования, уточнил собеседник «Ведомостей». Изначально в бюджет 2010 г. на эти цели было заложено 28 млрд руб. — на 8 млрд руб. меньше, чем требовалось согласно расчетам компании. По распоряжению Шувалова недостающие 8 млрд руб. были зарезервированы в бюджете, но, чтобы их получить, железнодорожной монополии было предложено продемонстрировать умение повысить рентабельность пассажирских перевозок. Для этого и предлагалось дерегулировать перевозки грузобагажа и около 10% перевозок пассажиров в плацкартных и общих вагонах, говорит чиновник.

РЖД такое предложение не понравилось: в плацкартных вагонах ездят малообеспеченные пассажиры, которые не смогут платить по экономически обоснованному тарифу, говорит сотрудник монополии. В результате либерализации плацкартных перевозок государство откажется компенсировать убытки, опасается он.

Позицию монополии поддержала ФСТ: вчера служба направила письмо в Минэкономразвития, в котором сообщила, что либерализовать цены можно лишь на отдельные сегменты пассажирских перевозок с внесением изменений в правительственные постановления, рассказал представитель ФСТ. По сути, служба указала, что дерегулировать тарифы нецелесообразно: население и так нервно относится к повышению цен, говорит чиновник, знакомый с текстом документа.

РЖД боится. Боится досмерти оказаться без подпитки и в роли простого ЖЭКа. Эти тоже повышют тарифы — обоснований не дают — но денег требуют снаселения. РЖД как и простому ЖЭКу не хватит мозгов доказать экономическую обоснованность хоть высоких, хоть низких тарифов.

А всего-то на всего РЖД надо сделать пять гигантских шагов.

1. Разделить в конце концов расходы по типам перевозок, и не давать на низовом уровне смешивать грузовые с пассажирскими расходы. Поскольку под маской якобы перекрестного субсидирования пассажирских перевозок грузовыми мы имеем обратный случай — пассажиры порой субсидируют грузовые перевозки.

2. Снизить стоимсть закупки всех составляющих билета — белье, питание и прочее, а также перейти на прямые контракты со своими провдниками, без участия постредников.

3. Ввести наконец-то тотальную продажу билетов со одного сервера и компьютеризировать все рабочие места. А то даже на Сапсан до сих пор можно купить билеты выписанные от руки. При этом не потребуется даже покупать компьютеры — все сегодня строится по системе рабочее местро (принтер, монитор, клавиатура) и удаленный сервер. И дешево и безопсно.

4. Понять реальный спрос на пассажирские перевозки. Выяснить нормально потоки людей по времени и пространству, а не вводить абы как, абы когда доплнительные поезда в одно время, и не кататься потом порожняком

5. И уже на этой базе либерализовывать стоимость проезда. Не оглядываясь и не поминая всуе постоянно опыт реформирования пассжирских перевозок в Великобритании — он только в мозгах Якунина сопоставим с Российским. В реальности это совсем разные случаи.

 

InfraNews

26.03.10 в 7:15 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: