Приговор Сапсану — обжаловать невозможно

Редактор отдела бизнеса «Коммерсанта» Рената Ямбаева выдала в четверг потрясающую колонку. И поскольку за 2 дня опровержений со стороны РЖД не появилось — все что написано про Сапсан, пути и прочее — верно на 100%. Собственно об этом нами написано много и не раз. Но на нас в РЖД не реагируют — интересно, какие выводы сделают из этой колонки. Если никаких, то и Сапсану, и руководству РЖД в нынешнем виде осталось совсем мало времени — только вещички собрать! Наслаждайтесь, если кто не купил «Коммерсант» в четверг Белые немецкие поезда «Сапсан», которые с 18 декабря ходят между Москвой и Петербургом, на Ленинградском вокзале выглядят чужеродно. Особенно с учетом ведущего к платформе разбитого асфальта и ларьков с порнографией вокруг. Плохо совместимы «Сапсаны» и с российскими железными дорогами: их колеса с трудом переносят отечественные рельсы и температуры (см. «Ъ» от 8 февраля). С россиянами у «Сапсанов» тоже не все в порядке. По рассказам президента РЖД Владимира Якунина, на пути ставят двухметровых снежных баб («вы представляете, что такое экстренное торможение на скорости 200 км/ч?», кстати, ремней безопасности в «Сапсане» нет), а в окна кидают камни. Может, я бы тоже кинула камнем в поезд, который сбивает с ног воздушной волной, проезжая мимо на скорости 200 км/ч. «Сапсан» на полустанках не тормозит, я проверяла, да и крупные города проезжает в хорошем темпе.(О ремнях, столиках  и о прочих недоделках мы писали находясь в процессе первого рейса Сапсана )   Собственно, ничего другого и не стоило ожидать от запуска высокоскоростного поезда по общим путям, где ходят электрички и товарняки. Я помню, как в 2005 году возглавлявший тогда РЖД Геннадий Фадеев подписывал с Siemens соглашение о выпуске «Сапсана» — с отвращением. В монополии не ждали от контракта ничего, кроме проблем и убытков. Но за спиной у президента РЖД стоял президент России Владимир Путин, а по правую руку — канцлер Германии Герхард Шредер. Незадолго до этого Россия отказала Siemens в покупке «Силовых машин», а «Газпром» начинал проект газопровода Nord Stream. У РЖД не было шансов избежать соглашения, которое, по словам Владимира Путина, «загрузит немецкие заводы контрактами до 2015 года». Новое руководство монополии смогло лишь сократить объем закупок. Кроме €276 млн на поезда и еще €300 млн на сервисный контракт РЖД пришлось потратить более 15 млрд руб. на подготовку путей из Москвы в Петербург. Еще 9 млрд руб. уйдет на линию Москва — Нижний Новгород, где тоже должен поехать «Сапсан». То есть общий бюджет проекта составляет около €1,2 млрд. В идеальной ситуации работы восьми поездов (сейчас пять) на самой доходной линии Москва—Петербург с загрузкой 90% по тарифу дневного рейса они могут приносить €168,7 млн в год. Топ-менеджер РЖД рассказал мне, что себестоимость рейсов составляет половину этой суммы. То есть окупятся вложения в лучшем случае за 15 лет.   Но цифра расходов выглядит заниженной. (Мы предполагали это с самого начала — InfraNews ) Так, она не учитывает потери от отмененных из-за «Сапсана» поездов и электричек. Роста пассажиропотока между Москвой и Петербургом «Сапсан» не обеспечил: перевозки на линии в январе снизились почти на 13%, тогда как в целом по сети — только на 7%. Кроме того, никто не оценивает затраты на ремонт путей, исходно не рассчитанных на движение с такими скоростями. Партнеры и конкуренты РЖД рассказывают, что после каждого «Сапсана» определенные участки требуют, мягко говоря, усиленной профилактики. Это подтверждают и мои источники среди российских геодезистов, проводящих нивелировку путей. В монополии все категорически опровергают. Но она сама на днях сообщила, что в связи с введением двух дополнительных «Сапсанов» и «плановыми летними работами» время следования поездов вырастет до 3 часов 55 минут — 4 часов 45 минут. Это на 15 минут дольше, чем обычный «Невский экспресс». Когда «Сапсаны» снова станут высокоскоростными, в РЖД уточнить не могут. Так что ситуация развивается прямо по Стругацким: «Позже выяснилось, что самонадевающиеся ботинки стоят дороже мотоцикла и боятся пыли и сырости».

 

 

InfraNews

13.03.10 в 10:36 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: