РЖД может пропустить момент смены направлений грузопотоков

Впервые с начала кризиса грузовые железнодорожные перевозки в России начали расти. В ноябре они увеличились на 5,5%. Однако этот рост, как и в ряде других отраслей, во многом обусловлен эффектом низкой базы — именно в ноябре 2008 года произошел первый существенный спад перевозок. Сравнение итогов ноября с последними докризисными данными показывает падение на 15,7%. Кроме того, кризис привел к коренной перестройке грузовой базы железных дорог.

В ноябре погрузка на сети железных дорог общего пользования выросла на 5,5% до 95,7 млн.т.онн,

Погрузка на российских железных дорогах в январе-ноябре 2009 г. составила 1,0125 млрд.т. что на 16,9% меньше показателей аналогичного периода прошлого года, сообщает пресс-служба РЖД.

Всего за прошедшие 11 месяцев перевезено: — каменного угля: 249,9 млн.т. (-7,9% к погрузке за 11 месяцев 2008 года), — кокса: 9,5 млн.т. (-10,1%), — нефти и нефтепродуктов: 207,5 млн.т. (-2,6%), — руды железной и марганцевой: 87,3 млн.т. (-8,9%), — черных металлов: 58,66 млн.т. (-21%), — лома черных металлов: 15,16 млн.т. (-36,3%), — химических и минеральных удобрений: 35,4 млн.т. (-10,7%), — цемента: 27,5 млн.т. (-19,9%), — лесных грузов: 37,6 млн.т. (-28,9%), — зерна и продуктов перемола: 20,4 млн.т. (- 6,6%), — строительных грузов: 119,95 млн.т. (-36,2%). В ноябре в сравнении с октябрем 2009 г. отмечен среднесуточный рост погрузки: — кокса – на 64,3%, — нефти и нефтепродуктов – на 2,4%, — руды железной и марганцевой – на 83,1%, — черных металлов – на 39,9%, — лома черных металлов — на 143,5%, — химических и минеральных удобрений – на 64,8%. В сравнении с ноябрем 2008 г. в ноябре текущего года произошло снижение погрузки каменного угля — на 2,6%, цемента — на 0,9%, лесных грузов – на 9,4%, зерна и продуктов перемола – на 17,1%, строительных грузов – на 21,3%.

Грузооборот в ноябре текущего года увеличился на 4,8% и составил 164,8 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот в январе-ноябре 2009 года составил 1698,6 млрд тарифных тонно-км (-13,5%).

Аналитики отмечают, что рост погрузки в нынешнем ноябре объясняется эффектом «низкой базы» — в ноябре 2008 года произошел резкий спад погрузки на 20,1% в отношении к аналогичному показателю годом ранее. В результате, если сравнивать нынешний показатель с ноябрем 2007 года, получается падение на 15,7%. К концу года общий спад составит порядка 14%.

Темпы наметившегося восстановления грузопотоков по сети железных дорог пока существенно отстают от докризисных показателей. Пока ни одна группа грузов не вышла на рост к 2007 году.

Внутренние грузоперевозки могут еще сильнее упасть в начале 2010 года, поскольку банки будут требовать возврата выданных прошлой зимой кредитов, что может привести ко второй волне банкротств, а стабилизации не следует ждать раньше второго квартала. Кризис привел к кардинальной перестройке грузопотоков в мировой экономике, что отражается и на структуре российского грузооборота. Мы видим существенный прирост погрузки угля в направлении новых дальневосточных терминалов, расширяется номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах. Но скоро следует ожидать и ухода с железной дороги нефти в расширяющуюся трубопроводную систему. ОАО РЖД надо срочно готовить систему диспетчеризации к возможности быстро реагировать на изменяющиеся структуру и направления погрузки.  Подробнее о необходимой стратегии — здесь.

InfraNews

 

03.12.09 в 6:51 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: