Кто какой тариф унифицирует: к вопросу об экспортных тарифах РЖД
Железная дорога | Логистика | Новости | Июль 28, 2009, 7:18
“Гудок” сегодня решил обсудить тарифы
После того как унификация завершится, портам придётся бороться за клиентов за счёт повышения качества обслуживанияТарифы на перевозку грузов в российские и зарубежные морские порты могут быть унифицированы не раньше 2010 года. Об этом “Гудку” сообщила первый заместитель начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО “РЖД” Галина Зимовская.
Ранее предполагалось, что выравнивание железнодорожных тарифов на маршрутах, ведущих к отечественным портам и сухопутным погранпереходам, может быть завершено в этом году. Однако экономическая ситуация внесла свои коррективы.
В 2001 году, чтобы привлечь дополнительные грузы в порты и дать им возможность развить инфраструктуру, тогда ещё МПС перешло на оплату перевозок экспортно-импортных грузов через отечественные порты по внутрироссийским тарифам. Таким образом, доставка до побережья стала приблизительно в два раза дешевле, чем до сухопутного погранперехода. В результате портам действительно удалось увеличить производственные показатели.
Эффекта удалось добиться за счёт железных дорог: они возили, по сути, экспортные грузы по ставкам внутреннего рынка.
InfraNews: А кто хоть раз показал реальность ставок, хоть в каком из направлений? Никто. Никто и не собирается раскрывать нормально тариф, делать его прозрачным и упрощать жизнь себе и грузовладельцам
Такая политика господдержки привела к ещё одному негативному последствию: на подъездных путях, ведущих к терминалам, начали скапливаться вагоны. В то время как на сухопутных погранпереходах инфраструктура была свободна.
InfraNews: Фраза из стандартной мантры РЖД про нерасторопность стивидоров. В реальности не имеющая отношения к действительности.
Кроме того, протекционистская политика правительства по отношению к национальным портам не совпадает с требованиями Всемирной торговой организации, переговоры о вступлении в которую идут уже не первый год.
Исходя из этих соображений, с 2005 года ФСТ начала приводить ставки на всех экспортных направлениях к единому знаменателю. Выравнивание шло двумя путями. Во-первых, при помощи так называемой нелинейной индексации тарифов: ставки на направлениях, ведущих к портам, росли, в то время как к сухопутным погранпереходам не изменялись. Во-вторых, в Прейскуранте 10-01 был выделен третий раздел по экспортно-импортным перевозкам, куда постепенно переводились отдельные группы товаров, на которые тарифы были унифицированы. Так, в 2006 году были полностью выравнены тарифы на перевозку каменного угля, в 2007-м – руды, концентратов цветных металлов, кокса, торфа, горючих сланцев, цветных металлов, а также перевозка автомобилей и запчастей. В 2008 году – на перевозку грузов в контейнерах. Как сообщили “Гудку” в ФСТ, в результате этой работы с 2005 года по настоящее время разрыв в уровне тарифов второго (касается внутрироссийских перевозок) и третьего разделов Прейскуранта 10-01 сокращён более чем на 72%.
Тем не менее, по подсчётам специалистов, тарифная вилка по некоторым видам грузов всё же сохраняется на высоком уровне.
К примеру, перевозка мазута (второй тарифный класс) на расстояние 1717 км со станции Загородняя Куйбышевской дороги до погранперехода с Украиной на станции Соловей Юго-Восточной обойдётся в 102 тыс. руб. за цистерну, а доставка в порт, расположенный на таком же расстоянии, – в 52,4 тыс. руб.
InfraNews: Это какой же порт расположен от ст. Загородная на налогичном со ст. Соловей расстоянии? Только если Калач-на-Дону.
Что касается грузов третьего класса, то, например, перевозка вакуумного газойля внутри страны будет стоить 86,6 тыс. руб., а по третьему разделу прейскуранта – 102 тыс. руб.
Однако в этом году унификация была приостановлена. Заместитель руководителя ФСТ Виталий Евдокименко объяснил “Гудку”, что благодаря выравниванию тарифов в предыдущие годы уже был достигнут определённый баланс. Пробки на подходах к портам уменьшились, при этом железнодорожные маршруты, ведущие к погранпереходам, стали нормально загружаться.
InfraNews: Пробки в портах прекратились по простой причине – уже никто не верил в рассказы РЖД. И пришлось прекратить нагнетание обстановки в портах. Да и к тому же грузообороты снизились и организовывать пробки, как в прошлые годы, было бы совсем некрасиво.
– В результате ФСТ с учётом позиции ОАО “РЖД”, Минтранса и Минэкономразвития в декабре 2008-го и в июне 2009 года приняла решение о проведении “плоской” индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере 5% и 5,7% без дифференциации по направлениям, а также без учёта предложений по унификации тарифов на отдельные грузы, – рассказал Виталий Евдокименко. Кроме того, ФСТ объясняет приостановку изменившимися экономическими условиями.
Что это за условия, объяснил заместитель директора ЦФТО Виктор Стеценко. Согласно данным РЖД, в первом полугодии 2005 года общий экспорт через все погранпереходы составил 92,3 млн тонн, в первом полугодии 2006 года было уже 100,6 млн тонн, а в первые шесть месяцев 2007 года – 111,6 млн тонн. И именно в 2007 году Александр Мишарин, в то время заместитель министра транспорта, впервые заговорил о том, что необходимо приостановить выравнивание тарифов. На этом фоне рост перевозок в российские порты был не очень значительным – в среднем 5-6%. В 2008 году на фоне спада в экономике грузопоток к портам начал снижаться, отдавать грузы соседям, и далее повышая ставки по перевозкам в собственные порты, стало невозможным.
“То, что в этом году индексация тарифов на доставку к российским портам и погранпереходам была линейной, означает, что процесс унификации откладывается”, – считает Виктор Стеценко.
В этом году по сравнению с первым полугодием 2008-го доставка грузов в порты выросла на 5%, а на погранпереходы упала на 28%.
InfraNews: Лошары. Стоимость фрахта упала в этом году так кардинально, что любой грузовладелец понимает, что чем быстрее и ближе привезешь в порт, тем дешевле доставишь груз.
Вместе с тем коммерческий директор компании “Балтранссервис” Сергей Поликарпов напоминает, что для клиента важны и тариф, и сервис, и система налогообложения, причём последнее условие выходит на первый план. “Существует, например, серьёзная проблема подтверждения нулевой ставки НДС при отгрузке через российские порты, и её необходимо решать”, – напоминает представитель “Балтранссервиса”.
Также, по его мнению, российские портовые терминалы завышают стоимость своих услуг. “В случае же унификации им придётся конкурировать с западными портами, а это означает решать вопросы сервиса, стоимости перевалки и хранения грузов”, – считает Сергей Поликарпов.
InfraNews: Представитель Балттранссервиса лукавит. Компания работает на двух базовых направлениях на Северо-западе. При этом стоимость услуг в Эстонии для БТС реально дешевле, но только потому что работа ведется через аффилированные компании. А в Питере у БТС аффилятов нет. Да и приводить в пример нефтепродуктовые экспортные цепочки – не правильно. Распилы, скидки и игры с фрахтом никто не запрещает, и сравнивать в результате нефтяную логистику можно только при вдумчивом ее рассмотрении.
Игры продолжаются. “Гудок” пишет и рисует, РЖД врет, а частник пилит там где дают. Пока не будет прозрачного формирования тарифа – картина не изменится.
Новости по теме
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Угольные компании начали возвращаться на терминал «ОТЭКО» в Тамани
Компания «ОТЭКО» подписала соглашение с ЕВРАЗ на перевалку угля через Таманский терминал навалочных грузов
-
Шведский оператор железнодорожных грузоперевозок сокращает маршрутную сеть из-за падения спроса
Green Cargo сокращает маршрутную сеть в условиях падения спроса на некоторых маршрутах
Свежие новости
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
Грузооборот портов России в марте 2024 года сократился на 3%
Грузооборот морских портов России в марте 2024 года составил 80 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 2,4 млн тонн