Кто какой тариф унифицирует: к вопросу об экспортных тарифах РЖД

«Гудок» сегодня решил обсудить тарифы 

После того как унификация завершится, портам придётся бороться за клиентов за счёт повышения качества обслуживанияТарифы на перевозку грузов в российские и зарубежные морские порты могут быть унифицированы не раньше 2010 года. Об этом «Гудку» сообщила первый заместитель начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Галина Зимовская.

Ранее предполагалось, что выравнивание железнодорожных тарифов на маршрутах, ведущих к отечественным портам и сухопутным погранпереходам, может быть завершено в этом году. Однако экономическая ситуация внесла свои коррективы.

В 2001 году, чтобы привлечь дополнительные грузы в порты и дать им возможность развить инфраструктуру, тогда ещё МПС перешло на оплату перевозок экспортно-импортных грузов через отечественные порты по внутрироссийским тарифам. Таким образом, доставка до побережья стала приблизительно в два раза дешевле, чем до сухопутного погранперехода. В результате портам действительно удалось увеличить производственные показатели.

Эффекта удалось добиться за счёт железных дорог: они возили, по сути, экспортные грузы по ставкам внутреннего рынка.

InfraNews: А кто хоть раз показал реальность ставок, хоть в каком из направлений? Никто. Никто и не собирается раскрывать нормально тариф, делать его прозрачным и упрощать жизнь себе и грузовладельцам

Такая политика господдержки привела к ещё одному негативному последствию: на подъездных путях, ведущих к терминалам, начали скапливаться вагоны. В то время как на сухопутных погранпереходах инфраструктура была свободна.

InfraNews: Фраза из стандартной мантры РЖД про нерасторопность стивидоров. В реальности не имеющая отношения к действительности.

Кроме того, протекционистская политика правительства по отношению к национальным портам не совпадает с требованиями Всемирной торговой организации, переговоры о вступлении в которую идут уже не первый год.

Исходя из этих соображений, с 2005 года ФСТ начала приводить ставки на всех экспортных направлениях к единому знаменателю. Выравнивание шло двумя путями. Во-первых, при помощи так называемой нелинейной индексации тарифов: ставки на направлениях, ведущих к портам, росли, в то время как к сухопутным погранпереходам не изменялись. Во-вторых, в Прейскуранте 10-01 был выделен третий раздел по экспортно-импортным перевозкам, куда постепенно переводились отдельные группы товаров, на которые тарифы были унифицированы. Так, в 2006 году были полностью выравнены тарифы на перевозку каменного угля, в 2007-м — руды, концентратов цветных металлов, кокса, торфа, горючих сланцев, цветных металлов, а также перевозка автомобилей и запчастей. В 2008 году — на перевозку грузов в контейнерах. Как сообщили «Гудку» в ФСТ, в результате этой работы с 2005 года по настоящее время разрыв в уровне тарифов второго (касается внутрироссийских перевозок) и третьего разделов Прейскуранта 10-01 сокращён более чем на 72%.

Тем не менее, по подсчётам специалистов, тарифная вилка по некоторым видам грузов всё же сохраняется на высоком уровне.

К примеру, перевозка мазута (второй тарифный класс) на расстояние 1717 км со станции Загородняя Куйбышевской дороги до погранперехода с Украиной на станции Соловей Юго-Восточной обойдётся в 102 тыс. руб. за цистерну, а доставка в порт, расположенный на таком же расстоянии, — в 52,4 тыс. руб.

InfraNews: Это какой же порт расположен от ст. Загородная на налогичном со ст. Соловей расстоянии? Только если Калач-на-Дону.

Что касается грузов третьего класса, то, например, перевозка вакуумного газойля внутри страны будет стоить 86,6 тыс. руб., а по третьему разделу прейскуранта — 102 тыс. руб.

Однако в этом году унификация была приостановлена. Заместитель руководителя ФСТ Виталий Евдокименко объяснил «Гудку», что благодаря выравниванию тарифов в предыдущие годы уже был достигнут определённый баланс. Пробки на подходах к портам уменьшились, при этом железнодорожные маршруты, ведущие к погранпереходам, стали нормально загружаться.

InfraNews: Пробки в портах прекратились по простой причине — уже никто не верил в рассказы РЖД. И пришлось прекратить нагнетание обстановки в портах. Да и к тому же грузообороты снизились и организовывать пробки, как в прошлые годы, было бы совсем некрасиво.

— В результате ФСТ с учётом позиции ОАО «РЖД», Минтранса и Минэкономразвития в декабре 2008-го и в июне 2009 года приняла решение о проведении «плоской» индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере 5% и 5,7% без дифференциации по направлениям, а также без учёта предложений по унификации тарифов на отдельные грузы, — рассказал Виталий Евдокименко. Кроме того, ФСТ объясняет приостановку изменившимися экономическими условиями.

Что это за условия, объяснил заместитель директора ЦФТО Виктор Стеценко. Согласно данным РЖД, в первом полугодии 2005 года общий экспорт через все погранпереходы составил 92,3 млн тонн, в первом полугодии 2006 года было уже 100,6 млн тонн, а в первые шесть месяцев 2007 года — 111,6 млн тонн. И именно в 2007 году Александр Мишарин, в то время заместитель министра транспорта, впервые заговорил о том, что необходимо приостановить выравнивание тарифов. На этом фоне рост перевозок в российские порты был не очень значительным — в среднем 5-6%. В 2008 году на фоне спада в экономике грузопоток к портам начал снижаться, отдавать грузы соседям, и далее повышая ставки по перевозкам в собственные порты, стало невозможным.

«То, что в этом году индексация тарифов на доставку к российским портам и погранпереходам была линейной, означает, что процесс унификации откладывается», — считает Виктор Стеценко.

В этом году по сравнению с первым полугодием 2008-го доставка грузов в порты выросла на 5%, а на погранпереходы упала на 28%.

InfraNews: Лошары. Стоимость фрахта упала в этом году так кардинально, что любой грузовладелец понимает, что чем быстрее и ближе привезешь в порт, тем дешевле доставишь груз.

Вместе с тем коммерческий директор компании «Балтранссервис» Сергей Поликарпов напоминает, что для клиента важны и тариф, и сервис, и система налогообложения, причём последнее условие выходит на первый план. «Существует, например, серьёзная проблема подтверждения нулевой ставки НДС при отгрузке через российские порты, и её необходимо решать», — напоминает представитель «Балтранссервиса».

Также, по его мнению, российские портовые терминалы завышают стоимость своих услуг. «В случае же унификации им придётся конкурировать с западными портами, а это означает решать вопросы сервиса, стоимости перевалки и хранения грузов», — считает Сергей Поликарпов.

InfraNews: Представитель Балттранссервиса лукавит. Компания работает на двух базовых направлениях на Северо-западе. При этом стоимость услуг в Эстонии для БТС реально дешевле, но только потому что работа ведется через аффилированные компании. А в Питере у БТС аффилятов нет. Да и приводить в пример нефтепродуктовые экспортные цепочки — не правильно. Распилы, скидки и игры с фрахтом никто не запрещает, и сравнивать в результате нефтяную логистику можно только при вдумчивом ее рассмотрении.

Игры продолжаются. «Гудок» пишет и рисует, РЖД врет, а частник пилит там где дают. Пока не будет прозрачного формирования тарифа — картина не изменится.

28.07.09 в 7:18 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: