Больной слон попытается управлять львятами и тигрятами

Вчера комитет по транспорту РСПП обсудил предложенные Минтрансом и ОАО РЖД законопроекты в области регулирования железнодорожного транспорта. Они призваны обеспечить функционирование рынка в новых условиях, когда после выделения в 2010 году Второй грузовой компании ОАО РЖД останется почти без вагонов. Изменения предполагается внести в ключевые федеральные законы, регламентирующие работу на железной дороге,— «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Пишет «Коммерсант».

Предложения Минтранса в основном сводятся к тому, чтобы уменьшить роль ОАО РЖД в регулировании рынка. Так, ведомство предлагает сделать публичной услугу предоставления инфраструктуры, а не железнодорожной перевозки. «Необходимо закрепить в законодательстве, чтобы перевозчик не мог отказывать в доступе к инфраструктуре по его усмотрению»,— говорит замдиректора департамента госполитики на железнодорожном транспорте Андрей Тонких. Сейчас публичной является железнодорожная перевозка, при том что единственный, по сути, перевозчик — ОАО РЖД. Частные операторы вагонов заключают договоры перевозки с монополией, которая и определяет порядок доступа к инфраструктуре.

Если же эта услуга сама по себе будет публичной, то уровень контроля ОАО РЖД над процессом перевозки серьезно снизится. При этом частные операторы, которые получат свободный доступ к инфраструктуре, окажутся в более выгодном положении по сравнению с монополией, поскольку сами не будут связаны рамками публичности, то есть не будут нести обязательств принимать к перевозке любые грузы по любым направлениям. Поэтому ОАО РЖД выступает за то, чтобы свободный доступ к инфраструктуре имели только компании, которые окажутся в равных с ним условиях публичности, то есть перевозчики. Отказывается монополия и от частичного дерегулирования тарифов на пользование инфраструктурой, поскольку в таком случае не будет возможности обращаться к государству по поводу компенсаций возможных потерь.

Зато ОАО РЖД удалось в целом сойтись с чиновниками во взглядах на локомотивную тягу, которую монополия предлагает ликвидировать как понятие. «Локомотив — неотъемлемая часть перевозки, его можно приравнять к инфраструктуре»,— сказал вчера президент ОАО РЖД Владимир Якунин. Частным владельцам локомотивов монополия предлагает опять же либо самим становиться перевозчиками, либо сдавать их в аренду ОАО РЖД. В Минтрансе соглашаются с тем, что локомотивная тяга — часть перевозочного процесса, но считают, что она не входит в понятие инфраструктуры. Однако в любом случае эта позиция ставит крест на существующих сейчас локальных маршрутных перевозках собственными локомотивами частных операторов, например, их использует «Балттранссервис».

Более того, ОАО РЖД предлагает решить проблему заторов на грузовых станциях путем передачи самой монополии полномочий по распоряжению простаивающим парком. То есть если частный вагон стоит на станции дольше определенного периода времени, ОАО РЖД сможет его загрузить и отправить по собственному усмотрению. Но это смелое предложение комитет РСПП вчера не поддержал, сообщил Владимир Якунин. «Нужно оценить, насколько мы готовы поступиться правами собственников в пользу технологических особенностей железнодорожного транспорта»,— согласен с РСПП Андрей Тонких.

Расширенная комиссия РСПП по транспорту в ходе заседания в целом одобрила ряд поправок к железнодорожному законодательству, предложенных РЖД и профильными ведомствами. Так, было предложено на федеральном уровне законодательно установить обязательность полного возмещения государством выпадающих доходов владельца инфраструктуры и перевозчика в результате установления государством тарифов ниже экономически обоснованного уровня, а также при установлении государством льгот и преимуществ по тарифам. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) считает излишним предложение профильных ведомств о наделении Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) полномочиями по разрешению споров, возникающих с участием РЖД.

На региональном уровне предлагается законодательно обязать субъекты РФ регулировать тарифы на пригородные перевозки (в настоящее время такое регулирование является их правом, но не обязанностью) и закрепить в законе обязанность субъектов организовывать транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом на основе заключаемых с перевозчиком государственных контрактов. Дополнительно должны быть установлены льготы на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении школьникам и студентам, с возмещением перевозчику выпадающих доходов за счет средств бюджетов субъектов РФ. Эти расходы регионов на 50% будут компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

InfraNews: Законотворческие судороги — это называется. Не имея потенции что-либо изменить в «реформах», РЖД пытаются вскочить в последний вагон уходящего поезда прогресса. Ощущение провала по всем фронтам с кризисом дошло и до руководства РЖД. Если на растущей выручке можно было делать что угодно и баловаться с любыми формами управления. То сегодня — требуется точечное, ручное управление, а у руководителей РЖД в руках кувалда и кадило. В мозгах тот же набор инструментов. Все остальное пустой звон!

17.02.09 в 6:47 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: