«Коммерсант» вскрыл аферу топ-менеджеров РЖД

Все чаще приходится слышать, что у кризиса есть положительная сторона: на рынке останутся только самые сильные и благонадежные игроки. Кореспондент «Коммерсанта» Алексей Екимовский, в коллонке посвященной этой проблеме, предположил, что возможно, кризис положит конец и некоторым не слишком прозрачным схемам. Например, резко ухудшившаяся конъюнктура на рынке зерна заставила трейдеров и экспедиторов выступить единым фронтом против одной компании, которая, по их мнению, стала фактическим монополистом по его перевозкам.

InfraNews: Правда пошли они не в суд, а к барину.

По словам участников рынка, с августа — начала пикового сезона — Центр фирменного транспортного облуживания ОАО РЖД (ЦФТО) перестал согласовывать отгрузку зерна на экспорт в вагонах самой монополии. Планы перевозок возвращались с пометкой, что заявку можно выполнить только в собственных или арендованных вагонах. Разница в цене — больше 60%. Однако мне показывали копии телеграмм с региональных дорог, в которых сотрудники ОАО РЖД били тревогу по поводу простаивающего инвентарного парка. По словам грузоотправителей, попасть в парк ОАО РЖД можно было якобы только через экспедитора «ЛП-Транс». Но его вознаграждение (на жаргоне экспедиторов «нахлобучка») составляло $20-40 за тонну, по сути, нивелируя разницу в стоимости парка ОАО РЖД и частного.

InfraNews: При том, что частного практически не заметно. РЖД в этом секторе — реальный монополист.

В «ЛП-Трансе» все обвинения отвергают. «Наша ставка составляет менее $10 за тонну»,— заверяет первый замгендиректора компании Олег Рогачев, отмечая, что «почему-то во время высоких цен на зерно никто не возмущался». Действительно, в условиях высокого рынка грузоотправители, давно привыкшие к тому, что «бесплатных вагонов не бывает», соглашались платить. Но в последние два месяца, говорят они, «нахлобучка» удвоилась, а задержки в согласовании перевозок стали «значительными». «Один экспедитор не может управлять всеми перевозками по всей стране»,— поясняет один из конкурентов «ЛП-Транса». По словам одного из зернотрейдеров, «ситуация рано или поздно должна была выплыть, кризис просто не позволяет так сильно переплачивать».

InfraNews: В какой-то момент — в середине октября — рентабельность экспорта и стоимость надбавки квази-экспедитора встретились и разошлись. Рентабельность пошла вниз, а надбавка продолжила рост. Кстати по слухам платить её можно было как внутри России, так и на офф-шоры. Мало того, люди с небольшим штатом, статусом банальной «прокладки» , не стесняются открываться и бравировать своими «связями».

В ОАО РЖД утверждают, что прекратить использование инвентарного парка для экспортно-импортных перевозок зерна было решено после одного из совещаний у вице-премьера Виктора Зубкова, который потребовал обеспечить бесперебойные перевозки зерна в России. «Но сейчас мы даем вагоны всем желающим»,— заверили в монополии. По данным одного из участников рынка, это произошло также после совещания у Виктора Зубкова, прошедшего 6 ноября с участием президента ОАО РЖД Владимира Якунина, главы Минтранса Игоря Левитина и возмущенных представителей зерновой отрасли. По данным собеседника «Коммерсанта», уже в понедельник ОАО РЖД начало согласовывать все заявки.

Возможно, кризис ликвидировал схему, очень напоминавшую те, что применялись в отрасли еще недавно. Как признает Владимир Якунин, многие частные операторы и экспедиторы активно укрепляли свои позиции за счет административного ресурса руководства МПС.

InfraNews: Требование обеспечить внутренние перевозки — совсем не означает требования остановить экспортные перевозки. РЖД тут как всегда передергивает. Интересно, почему с этими схемами Якунин борется только после нагоняя в правительстве? Наша давняя идея, что причина этого в полном непонимании президентом РЖД сути происходящего и абсолютно опереточном характере его функций — находит очередное подтверждение.

Однако «ЛП-Транс» сохранит существенные привилегии. Именно эта компания должна стать единственным частным партнером ОАО РЖД по созданию оператора на рынке перевозок зерна. Во мнении по поводу того, кто стоит за «ЛП-Трансом», его конкуренты и клиенты расходятся, называя фамилию топ-менеджера ОАО РЖД, вице-премьера и крупного нефтетрейдера. Единственное, что можно проследить официально, — один из бывших учредителей компании был в одном из транспортных проектов партнером крупнейшего акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука и самого банка.

InfraNews: Самое интересное, что система РЖД, продемонстрировавшая в очередной раз свою неэффективность, негибкость и нежелание реформироваться — так и останется в прежнем виде. Марионетка сверху и продавцы «нахлобучек» в ранге «вице-президентов». Раскрытая «Коммерсантом» схема снова подтверждает тезис,  о том, что все реформы РЖД — это пустая формальность, ширма, за которой эти люди (которые продолжают «нахлобучивать» даже когда страна попала в тяжелую ситуацию) просто делают свой бизнес. На государственной собственности

А самое важное, что никто не придет к ним с проверкой, не нашлет налоговую, не спросит о сверхдохододах и мало того вместо наказания, дадут денег на компенсацию потерь от снижения перевозок — которое они сами организовали!

 InfraNews

01.09.12 в 21:11 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: