РЖД окончательно сворачивает реформы — так и не начав их

«Деловой Петербург» в среду отзывается на прошлую плотно железнодорожную неделю несколькими материалами. Основной лейтмотив — РЖД останавливает реформы. А точнее отказывается от их начала.

Экономический кризис заставил задуматься о том, насколько целесообразно сейчас появление на железной дороге частных перевозчиков. В итоге вопрос решили отложить до лучших времен.

Согласно третьему этапу реформы ОАО «РЖД» в 2006-2010 годах планировалось создать на железной дороге несколько конкурирующих перевозчиков. Но, как заявил на прошлой неделе старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус, конкуренция ради конкуренции железной дороге не нужна. Он отметил, что после начала реформы прошло уже 10 лет и ситуация сильно изменилась. На данный момент нет уверенности, что появление частных перевозчиков поможет стабильному развитию дороги. Решение этого вопроса отложено до 2010 года.

InfraNews: Реформа и разговоры о ней идут с момента объявления независимости Российской Федерации. А голословные заявления — это норма топ-менеджеров РЖД.

Как пояснил директор департамента правового обеспечения Минтранса РФ Алексей Дружинин, сейчас на железной дороге работают частники, но они владеют только вагонами различных типов. А речь идет о создании полноценных транспортных компаний с собственными локомотивами, которые смогут составить конкуренцию РЖД. «Мы готовы хоть сейчас начать разрабатывать необходимую законодательную базу», — заявил он.

В министерстве предлагают выделить железнодорожные маршруты и ввести понятие маршрутных перевозчиков. Важным этапом является введение не регулируемых государством тарифов. Но в РЖД не могут определиться со схемой доступа компаний на рынок.

Планировалось, что это будет перевозчик, который охватит все регионы России. Позже стало понятно, что найти такого инвестора не удастся. А идея разных перевозчиков в каждом отдельном регионе пока не встречает одобрения в РЖД.

InfraNews: Почему эти господа, от которых давно уже не пахнет креозотом, а деньгами, всегда мечтают о рождении мамонтов, динозавров и единорогов. Почему никто не хочет допустить, что может появиться что-то небольшого размера, с перспективами роста. Хотя первый ответ сразу приходит на ум — они просто не дадут никому среднему и малому выжить, они задушат его, выгрызут его сердце и съедят его мозг, а чучело выставят нам на обозрение. В доказательство своей правоты!

«Я боюсь, что из-за кризиса мы перейдем на рельсы мобилизационной экономики и скажем, мол, не нужно нам никаких частников», — переживает Сергей Шишкарев, председатель комитета по транспорту Госдумы РФ. По его словам, уже сейчас развернулась активная борьба против завершения реформирования РЖД. Противники реформирования призывают не трогать компанию, чтобы не навредить ей в условиях кризиса.

По мнению экспертов, появление частных перевозчиков в России неизбежно. Однако основными тормозящими факторами сейчас является действие Прейскуранта 10-01, который жестко регулирует тарифы на перевозки. Также железно-дорожный перевозчик по российским законам не имеет права отказать отправителю в доставке груза, даже если ему это экономически невыгодно.

Борис Лапидус сомневается, что конкуренция приведет к повышению качества работы.

InfraNews: Топ-менеджер знает, о чем говорит. Топ-менеджеры монополии давно уже прекратили попытки повысить качество работы. Собственно большинство из них, никогда к этому качеству не стремилось.

После 2010 года ОАО «РЖД» предстоит решить вопрос о разделении на две компании. Одна должна заниматься перевозками, а второй будет принадлежать вся инфраструктура дороги.

Как пояснил корреспонденту «ДП» старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус, это еще нерешенный вопрос и делать выводы о целесообразности разделения можно будет не раньше 2010 года.

По словам Юрия Саакяна, генерального директора Института проблем естественных монополий, необходимость разделения продиктована директивой ЕС. «Но я убежден, что разделять транспортную и инфраструктурную составляющие компании нельзя», — заявил он. Юрий Саакян привел пример разделения английской железной дороги и продажи ее в частные руки, что закончилось крушением поезда, гибелью людей и банкротством компании. Государство в итоге выкупило дорогу и тратит на ее восстановление огромные средства.

Юрий Саакян также отверг схожесть российских и американских железных дорог. В Америке строятся параллельные пути, и частные компании конкурируют на маршруте. В России такие проекты не интересны инвесторам из-за срока окупаемости (не менее 20 лет).

InfraNews: Кушая с рук РЖД, ИПЕМ вырос в крупную компанию, по легализации …. сумасбродных идей топ-менеджеров РЖД.  Но данное высказывание вопиюще в своей безапелляционности. Американские дороги, по масштабам, влиянию на экономику и прочее, единственный объект, который имеет смысл сравнивать с Российскими. Но поскольку признать это, значит признать необходимость сравнений, сотрудники РЖД (а как иначе называть ИПЕМ) притягивают отдельные факты за уши и на этом основании отказываются сравнивать США и Россию. Но это и не страшно — мы сами сравним.

По словам заместителя главы департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Максима Артемова, разделение позволит сделать расходы компании более прозрачными, избавиться от системы перекрестного финансирования и стимулировать выход компаний на самоокупаемость.

InfraNews: Куда уж прозрачнее.

Пора бы уже задуматься компании РЖД о прекращении болтовни! И пора начинать реформы. И заканчивать с глупостями

 

 

InfraNews

05.11.08 в 0:02 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: