Несчастливая семерка
Железная дорога | Логистика | Новости | Август 07, 2012, 10:01
Правительство согласилось увеличить в 2013 г. тариф РЖД на 7% вместо запланированных 5,5%, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам воскресного совещания в вагоне спецпоезда. Но даже при такой прибавке монополия закончит следующий год с убытком в 38,6 млрд руб., если не будет «существенной экономии по затратам», предупредил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Насколько серьезной должна быть экономия, он не уточнил, по его словам, темпы роста производительности труда в РЖД в следующем году должны составить не менее 4%, а в дальнейшем — не менее 5% вместо нынешних 3%.
Президент РЖД Владимир Якунин предлагал увеличивать тарифы более существенно — на 11,7%, рассказывает один из участников совещания: еще 4 п. п. — на инвестиции, 0,7 п. п. — на компенсацию потерь компании из-за отмены льгот по имущественному налогу для инфраструктуры. К 2019 г. дополнительные расходы РЖД на уплату налога достигнут уже 2,7 п. п. в тарифе, заметил на совещании министр транспорта Максим Соколов.
7% в год — это «бюджет выживания, а не развития», констатировал Якунин. От многих инвестпроектов придется отказаться, предупредил он: в Сибири, на Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах. «В случае если тариф не вырастет в отношении, к примеру, угольной промышленности, придется закрыть угольные предприятия, поскольку они перевезти просто ничего не смогут! – убеждал главный железнодорожник, сгущая краски. – Индексация на 7% обеспечит только недеградирование инфраструктуры!»
До 2020 г. РЖД необходимо вложить в инфраструктуру 5,7 трлн руб. (без учета строительства высокоскоростных магистралей к чемпионату мира по футболу в 2018 г.), компании не хватает 1,88 трлн. Даже индексация тарифа на 11,7% не решает проблему изношенности железнодорожных путей, отмечает участник совещания. По данным Минтранса, из 85 000 км железных дорог 20 400 км — с просроченным ресурсом, рассказывает он: если повысить тариф до 11,7%, то к 2017 г. протяженность путей, требующих замены, увеличится до 23 900 км, а к 2020 г. сократится лишь до исходных 20 000 км.
Если сейчас индексировать тариф на размер инвестиционной составляющей, то с 2014 г. рост тарифов можно сдержать на уровне 5% и привлекать дополнительные средства «по проектному принципу», предложил Якунин. Шанс добиться своего у РЖД еще есть. Уже после совещания Медведев сообщил, что тариф может быть увеличен еще больше за счет инвестиционной составляющей.
Минэкономразвития против предложенной Якуниным индексации, рассказывает “Ведомостям” федеральный чиновник. По оценкам Клепача, потребность в дополнительном финансировании достигает около 30% инвестпрограммы РЖД на 2013-2015 гг. «Загнать эти средства в тариф» нельзя — тогда стоимость перевозок будет расти на 10-15% в год, объяснял Клепач, в бюджете таких денег тоже нет, выход — «модифицированное рыночное финансирование».
Медведев поручил Минфину представить предложения по покупке на деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) облигаций РЖД, выпущенных по проектам со сроками окупаемости свыше 10-15 лет. По словам Клепача, это от 40 до 70% проектов РЖД. Также Минфину поручено проработать вопрос об увеличении лимитов госгарантий под облигации РЖД. Занимать компании придется за рубежом, признал Клепач: столь длинных денег на российском рынке нет.
Постоянная индексация тарифа лишает РЖД стимулов повышать эффективность и увеличивает нагрузку на экономику, считают аналитики. Индексация меньшими темпами при условии предоставления госгарантий и вложений средств ФНБ или Пенсионного фонда в этом случае являются оправданным подходом.
Новости по теме
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Угольные компании начали возвращаться на терминал «ОТЭКО» в Тамани
Компания «ОТЭКО» подписала соглашение с ЕВРАЗ на перевалку угля через Таманский терминал навалочных грузов
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее