РЖД не привлекает

Несколько представителей крупных частных железнодорожных операторов рассказали «Коммерсанту», что с начала июня ОАО РЖД регулярно отклоняет заявки на перевозки в их вагонах. Речь идет о десятках тысяч вагоноотправок (в основном на восточных направлениях), уточняет один из собеседников. Среди пострадавших — Первая грузовая компания, «Нефтетранссервис», Новая перевозочная компания (входит в Globaltrans) и другие. Но не принимая заявки на перевозку в частных вагонах, ОАО РЖД удовлетворяет их, если грузоотправитель готов использовать так называемый привлеченный парк, то есть те вагоны, которые сама монополия арендует у операторов.

Практика аренды введена правительством по предложению ОАО РЖД в конце 2011 года. Правительство обязало монополию брать в аренду полувагоны у своих дочерних обществ, а также разрешило привлекать подвижной состав с рынка по установленной Федеральной службой по тарифам ставке (чуть больше 1 тыс. руб. за вагон в сутки).  По замыслу чиновников и монополии, так можно было решить проблему обеспечения социальных перевозок, ситуация вокруг которых осложнилась с массовым выведением вагонов из прямой собственности ОАО РЖД, а также упорядочить движение на сети, которое затруднило распыление вагонного парка между разными собственниками. Ожидалось, что монополия привлечет с рынка около 200 тыс. вагонов (20% от всего российского парка).

В отрасли эту меру сразу назвали нелогичной и непродуманной.  Один из участников рынка называет нынешние действия ОАО РЖД «использованием административного ресурса», для того чтобы частники все же «отдали свои вагоны». Два источника  уверяют, что операторы уже готовят обращение в ФАС с просьбой разобраться в ситуации.  В ОАО РЖД обвинения операторов отрицают. «РЖД не может отдавать приоритета в согласовании перевозок в привлеченном парке,— уверяют в пресс-службе монополии.— По существующим правилам грузоотправитель имеет полное право выбирать собственника вагона и в любое время без дополнительного согласования с перевозчиком его менять».

Тем не менее в ОАО РЖД признают наличие проблем с привлечением парка. 17 мая президент монополии Владимир Якунин написал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, что ОАО РЖД удалось привлечь только 107 тыс. полувагонов у дочерней Второй грузовой компании (еще около 30 тыс. вагонов осталось у нее в управлении). Такое количество привлеченных полувагонов не позволяет сформировать «эффект масштаба» для оптимизации порожних потоков, пишет Владимир Якунин. Кроме того, привлеченные вагоны работают только с низкодоходными грузами, что не позволяет обеспечить средние для рынка показатели доходности (источники утверждают, что потери ОАО РЖД от использования привлеченного парка по итогам 2012 года могут составить до 8 млрд руб.). «Другие владельцы полувагонов не считают возможным передавать парк в управление ОАО РЖД, считая установленную цену привлечения не соответствующей рыночным условиям»,— поясняет господин Якунин. По его мнению, наилучшим выходом было бы дерегулирование арендной ставки.

InfraNews: Не видим смысла в дерегулировании ставок привлеченного парка, созданного в качестве временной меры. Не верится, что 100 тыс. вагонов оказалось недостаточным, для того чтобы ОАО РЖД решили поставленные задачи по управлению движением и не потеряли на этом деньги. Покажите  на рынке компанию, которая, владея даже в разы меньшим парком, работала бы себе в убыток. Монополии нужно оставить попытки вернуться на рынок управления вагонами и сосредоточиться на задаче эффективного управления движением в новых условиях.

 

05.11.08 в 6:55 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: