Денис Муратов попался на вранье: ВСМы, ВСЖМы, 1, 2, сто

2 месяца назад в телефонном разговоре мы пообещали начальнику высокоскоросnных магистралей, что особо скоростной проект Питер-Москва скоро прикроют. И не из-за БАМа или Транссиба, а из-за него самого и Якунина.

Высокоскоростная линия между Москвой и Петербургом не будет построена к 2018 году: проект на 1,2 трлн рублей до сих пор не согласован в правительстве, в том числе из-за конкуренции с «Сапсаном». Предполагалось, что магистраль будет готова к чемпионату мира по футболу. Алина Черноиванова (Газета.ру) сделала хороший материал  про конец мечтаний глупых и наивный трепет неграмотных сердец.

InfraNews его слегка дополнит тем, что знает.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург (ВСМ-1) не будет построена к 2018 году, утверждает высокопоставленный источник в одной из дочерних структур «Российских железных дорог» (РЖД).

InfraNews: Проще говоря, в отличие от Якунина и Акулова, Кирилл Андросов (Предсовдир РЖД) отказался коррумпироваться (причины называют разные) и выставил ультиматум Муратову и компании: или логичное обоснование, или нах… Ну и пошли они на Урал.

Предполагалось, что магистраль будет готова к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Согласно российской заявке, первенство могут принять 13 российских городов: Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ярославль, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург.

Проект ВСМ-1 до сих пор не получил финального одобрения правительства, подтвердил гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания РЖД, разработчик проекта ВСМ) Денис Муратов в кулуарах форума «Стратегическое партнерство 1520».

Протяженность новой дороги из Москвы в Петербург – 660 км, расчетное время в пути – 2,5 часа, скорость движения — до 400 км/ч. Стоимость непосредственно строительства дороги – 795 млрд рублей из бюджета и около 330 млрд рублей частных инвестиций.

В РЖД предполагали, что 26 апреля на совещании на Рижском вокзале Владимир Путин (тогда премьер-министр) согласует проект ВСМ-1. Проект полностью готов. Шесть консорциумов – из Германии, Франции, Испании, Италии, Южной Кореи и Китая – подали официальные заявки на участие в этой работе.

Распоряжение правительства необходимо для того, чтобы РЖД выделили 506 млн рублей для дальнейших работ по проведению тендера на выбор концессионера. За два-три месяца компания утвердила бы финансовую модель проекта и согласовала изменения в законе о бюджете на 2012–2014 годы, необходимые для первых шагов по строительству магистрали, говорит источник в РЖД. «Тендер можно было бы объявить уже в сентябре», – поясняет он.

InfraNews: Деньги Муратову нужны были вчера, поскольку пока не согласован одному ему понятный план, можно  было бы нажиться на земельных махинациях. А завтра деньги будут уже не нужны. Как только план бы стал всем известен, земельные махинаторы нашлись бы и без него. По задумке команды из ВСМ взять свое надо было на входе, потом  можно было бы и честно поработать. Ну а поскольку денег не прибыло, от проекта с легкой душой отказались.

Но по итогам совещания на Рижском вокзале правительство поручило монополии подготовить комплексную инвестиционную программу РЖД до 2020 года. Программа уже готова, на будущей неделе компания направит ее в правительство, сообщил 31 мая старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. Изменения коснулись и темы высокоскоростного движения в России.

«Было сказано: все очень хорошо, но на линии Москва – Петербург уже есть «Сапсан». Лучше актуализируем планы развития высокоскоростного движения, соединим Москву с Екатеринбургом, посмотрим еще варианты», – говорит осведомленный источник.

InfraNews: Кто не помнит: мы о том писали с самого начала. Сапсан имеет очень длинный срок окупаемости. http://www.infranews.ru/?object=news&id=8160&catid=5 А Муратов с самого начала производил странное впечатление. http://www.infranews.ru/?object=news&id=10584&catid=5 Хотя однажды и пытался нас убедить, что все супер.

«Линия сама напрашивалась в общую систему высокоскоростного движения, – считает Муратов. – Мы соединяем девять регионов от Москвы до Екатеринбурга. Это колоссальный социально-экономический эффект». Общий кумулятивный эффект от создания системы высокоскоростного движения (ВСМ-1 и ВСМ-2) специалисты оценивают в 3,8 трлн рублей за 30 лет (жизненный цикл), пояснил гендиректор «Скоростных магистралей».

InfraNews: Тут надо оговориться. Кумулятивный эффект по документам уже менее 100 млрд. руб. За 30 лет. Но главное, что считали спецы из PwC, и считали не так, как это было во Франции или как сейчас происходит с Китаем. То есть не про создание новых отраслей, новых рабочих мест, налоги и прочее. А, к примеру, брали некоего условного человека с заработной платой 150 тыс. рублей (а чё? нормальная средняя зп)  и калькулировали: раз он в пути экономит 3 часа рабочего времени, значит,  на круг выходит «кумуляция» с каждого перевезенного пассажира — 2-3 тыс. рублей. То есть, если в год возить миллион, то «виртуальный выигрыш» — аж 3 млрд. руб. А если возить 10, то и 30 млрд. Короче,  полная херня.

Компания ВСМ-2 под соответствующий проект создана меньше года назад. Сейчас в «Скоростных магистралях» готовят обоснование стоимости линии Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург в виде участка высокоскоростного движения (от Москвы до Нижнего Новгорода сейчас ходит «Сапсан»). «По итогам обратимся в правительство с просьбой подтвердить наши предложения и одобрить финансирование разработки проекта», – говорит Муратов.

«Если взять условно неизменяемый ландшафт, геологические и геодезические свойства, мы понимаем, что цена строительства на балласте высокоскоростного движения составляет от 18 до 20 млн евро в ценах 2012 года, – поясняет топ-менеджер. – Это, в принципе, технологическая стоимость».

Длина участка Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург почти 1160 км, то есть средняя технологическая стоимость строительства этой линии более 22 млрд евро.

Еще один возможный участок ВСМ – между Омском и Новосибирском, говорит Муратов. Но этот маршрут пока изучается.

«РЖД даны (правительством. – «Газета.Ru») рекомендации рассмотреть и придать динамизма развитию высокоскоростного движения в восточных районах страны, – сообщил на форуме в Сочи гендиректор «Института экономики и развития транспорта» Федор Пехтерев. – Рассматриваются и предварительно готовятся материалы, чтобы рассмотреть вариант создания высокоскоростных магистралей между Казанью и Самарой». Такие же направления есть и за Уралом, добавил он: в первую очередь это Новосибирск, Иркутск, Красноярск – города, которые по пассажиропотоку могут претендовать на магистрали высокоскоростного движения.

InfraNews: Если коротко, то вот так. Дальше, судя по всему, будет еще хуже.

 

03.06.12 в 0:24 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: