Модернизация на пять

На модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется около 5 трлн рублей в течение 10 лет, сообщил премьер-министр Владимир Путин на отраслевом совещании в четверг. Деньги нужны на повышение транспортной доступности Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие подходов к основным морским портам, создание новых маршрутов к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018 году, расширение программы скоростного пассажирского сообщения, цитирует слова премьера Газета.ru.

Общий объем инвестиций, необходимых для развития железных дорог до 2020 года, ранее в РЖД оценивали в 4,138 трлн рублей. Из них 1,389 трлн рублей необходимы на развитие пропускной способностей магистралей, так как до 2015 года протяженность «узких мест» может достигнуть 14 тыс. км, а до 2020 года — 18 тыс. км.

БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности, и это сдерживает многие проекты развития в стране и в первую очередь на Дальнем Востоке и в Сибири, признал Путин. На достройку БАМа до 2020 года требуется около 870 млрд рублей (в ценах 2010 года, без НДС и без учета обновления тягового подвижного состава). Это позволит к 2020 году перевозить по БАМу до 88 млн. т. грузов в год в сообщении с портами Ванино-Совгаванского узла, то есть увеличить грузооборот более чем в 6 раз по сравнению с нынешним уровнем, подсчитали ранее в РЖД.

На совещании с Путиным глава РЖД Владимир Якунин уточнил, что объем инвестиций требуется в объеме 737 млрд рублей в ценах 2011 года, в том числе 268 млрд рублей в период с 2012-го по 2016 год. Найти деньги на достройку БАМа Якунин предложил в том числе через выпуск инфраструктурных облигаций на 208 млрд рублей с привлечением средств Фонда национального благосостояния.

Другой проект, на который нужны не меньшие инвестиции, — высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ). Поезда для ВСМ развивают скорость  до 400 км/ч, но такое движение требует строительства новых путей. Решение о создании ВСМ в России принято еще в 2010 году. РЖД разрабатывает два маршрута: Москва — Петербург и Москва — Екатеринбург. Стоимость проекта ВСМ-1 (Москва — Петербург) оценивается в 696,2 млрд рублей в ценах 2010 года без НДС (с учетом инфляции 2011 года — 738,7 млрд рублей). Непосредственно само строительство обойдется в 627,5 млрд рублей, остальные затраты — это выкуп земли, проектирование и инженерные изыскания. Стоимость ВСМ-2 (Москва — Екатеринбург) предварительно оценивается почти в 1,234 трлн рублей в ценах 2010 года (без учета затрат на выкуп земли).

Проект ВСМ предполагается к реализации через государственно-частное партнерство. Концессионер возьмет на себя проектирование, строительство, частичное финансирование и содержание магистрали в течение жизненного цикла — 30 лет. Концедент — Росжелдор (плюс отдельные права получит РЖД) — частично профинансируют строительство и обеспечат возвратность первоначальных инвестиций во время эксплуатации дороги. При паритетном участии в проекте ВСМ-1 государства и инвестора строительство этой магистрали обойдется в 1,384 трлн рублей (примерно $47 млрд). Из бюджета с учетом подготовки проекта должно быть выделено 592,8 млрд рублей (на строительство — 505,6 млрд руб.), а выплаты компании-концессионеру при эксплуатации с 2018-го по 2032 год составят 791,1 млрд руб.

О возможности участия в строительстве магистралей уже заявили консорциумы из семи стран. Заинтересованность в кредитовании проекта подтвердил ВЭБ. Но правительство еще не приняло окончательного решения о финансировании строительства ВСМ. Проект решения о строительстве ВСМ согласовали Минфин и Минэкономразвития. Но, как сообщил в конце марта Владимир Якунин в своем блоге, «профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее — построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа».

Возможно, выбирать между БАМом и ВСМ теперь не придется. Оценив бюджет проектов в 5 трлн рублей, премьер-министр предложил профильным ведомствам изучить инициативу РЖД по введению RAB-тарифов в железнодорожной отрасли. Компания еще в 2010 году выносила на рассмотрение правительства финансовый план и инвестиционную программу на 2011—2013 годы с расчетами по индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе методики RAB (regulatory asset base). Она гарантирует инвестору возврат инвестиций и доход на них в объеме, достаточном для обслуживания кредитов и получения прибыли. Например, по ВСМ-1 экономическая норма доходности рассчитывается на уровне 12,82%, по ВСМ-2 — на уровне 10,1%.

InfraNews: Напомним, что за последние 8 лет РЖД инвестировали в модернизацию инфраструктуры более $100 млрд. Параллельно с РЖД деньги вкладывали и частные инвесторы. То есть суммарно за эти 8 лет вложено больше чем 5 трлн рублей, но где результат? Деньги перераспределены, они израсходованы. Как итог: суммарная перевозка пассажиров за эти 8 лет упала на 27%, суммарная погрузка грузов выросла на 1%.

 

27.04.12 в 15:37 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: