АФК Система хочет стать главным по бестолковости жд-оператором страны

АФК «Система» готовится к созданию железнодорожного оператора, рассказали «Коммерсанту» три источника на рынке. Его основой может стать вагонный парк «Башнефти» («Система» контролирует 73% акций). По данным участников рынка, компания владеет около 4,8 тыс. цистерн для перевозки нефтеналивных грузов. По словам двух собеседников «Ъ», переговоры о передаче вагонов уже ведутся. «»Система» хочет купить вагоны по рыночной цене»,— поясняет один из источников «Ъ», оценивая парк в $200-250 млн. «Башнефть» в этом заинтересована, добавляет он, потому что «на рынке появится еще один оператор, который будет участвовать в тендере на перевозки для нефтекомпании». Но другой участник рынка уверен, что новый оператор «Системы» будет иметь явные преимущества в подобном тендере.

Официально в АФК «Система» говорят, что не будут принимать решение о покупке вагонов «Башнефти» до объявления результатов конкурса по продаже государственного перевозчика сжиженных газов «СГ-транс» (парк насчитывает около 14 тыс. специализированных вагонов), продажу которого организует «Ренессанс Капитал». На «СГ-транс» претендуют девять компаний. Планировалось, что итоги будут подведены еще до конца декабря 2011, но этого до сих пор не произошло. Сроки неоднократно продлевались, а теперь и вовсе не установлены.

Сама «Башнефть» больше года пытается решить вопрос с оптимизацией своих железнодорожных перевозок, рассказывает топ-менеджер одной из операторских компаний. По его словам, в прошлом году «Башнефть» завершила консолидацию вагонов на ОАО «Башнефтепродукт» и создала специальную структуру для обслуживания собственных грузопотоков. Объемы перевозок этой структуры на рынке оценивают в 10-12 млн тонн в год, из которых около 75% — внутри страны. Этот объем вывозился собственным и арендованным парками (по словам собеседников «Ъ», «Башнефть» брала в аренду цистерны Первой грузовой компании и Объединенной транспортной компании).

Но созданная структура не позволяла достичь желаемых результатов по эффективности.

Вот правда так правда. Официально на сегодня, у Башкирнефтепродукта в аренде от 5 дочек Башнефти, и плюс 358 собственных — 4096 единиц. Почти 2 тыс. старше 17 лет, полтысячи старше 24 лет, и остальные средней новизны от 2 до 4 лет. Стоить такой парк не может более 100 млн. Рассказывать про покупку с бизнесом тоже не стоит. У этого парка самая низкая степень утилизации с тране. Совершают от силы 1 рейс на месяц. Что в сравнении с прочими операторами — стыдоба.

Перевезено собственным парком только чуть более 3 млн.т. Остальное (как говорится в материале «Коммерсанта» в арендованных у ПГК цистернах) — на самом деле просто оплачен тариф. В отношения с вагонами Башкирнефтепродукт не вступал и просто отправлял углеводороды потребителям в цистернах сторонних операторов.

Так что на выходе — мягко скажем неопытная в жд-перевозках АФК Система, покупает парк у бестолковой дочки. Это уже благотворительность. И стоить это может — сколько душа пожелает. Никакой экономики.

Соединять же нефтепродуктовые перевозки с СГ-Трансом, это насмешить всех на рынке.

Дерзайте. Поглядим.

21.03.12 в 9:01 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: