Гапанович рассуждает о несамостоятельности РЖД

В сегодняшнем приложении в «Коммерсанту» опубликовано интервью старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича. Он якобы рассказывает о ходе реализации программы инновационного развития «Российских железных дорог» на период до 2015 года, которую компания разработала в прошлом году, но в итоге все снова сводится к необходимости государственных денег.

Отметим и нарушение закона о рекламе в данном «инновационном приложении» к газете. А именно  — изображение высокоскоростного поезда на фоне Москвы с подписью, что это инновации и научная работа РЖД. Обращаем внимание рекламного отдела ФАС на недостоверную рекламу, за которую ОАО «РЖД» должно быть оштрафовано.

— Как вы оцениваете текущий технологический уровень РЖД?

— Он высокий. Этот итог мы подводим в годовщину 175-летия российских железных дорог. Достаточно сказать, что за 175 лет существования российских железных дорог мы прошли путь от паровозов до высокоскоростных поездов «Сапсан» (InfraNews: eдивительное достижение. Давайте вообще будем рассуждать об уровне РЖД только в сравнении с первыми железными дорогами в России. А еще лучше вернуться в каменный век, сравнить и поразиться прогрессу).

У нас сейчас интенсивность эксплуатации российских дорог на треть выше, чем в США. Мы практически соответствуем США по показателям энергоэффективности перевозочного процесса и значительно превосходим показатели европейских стран.

Мы используем сжиженный природный газ в качестве топлива на тяговом подвижном составе. У нас есть технологии управления перевозочным процессом на больших полигонах совмещенного движения, а также системы автоведения высокоскоростных поездов с функцией энергосбережения. Кроме того, мы используем спутниковые технологии мониторинга состояния инфраструктуры и организации работы по ее обслуживанию и ремонту.

— В чем зарубежные коллеги нас опережают?

— Есть ряд направлений, где имеется определенное отставание. К таковым, в частности, относится производство современных дизелей и высокоскоростного моторвагонного подвижного состава. Кроме того, в России отсутствует полигон высокоскоростного движения для скорости 350-400 км/ч. Имеется глубокое отставание в области силовой электроники и технологий использования вторичных ресурсов. Над этими проблемами мы работаем, в том числе привлекая к сотрудничеству признанных отечественных и мировых лидеров.

— Каковы примеры отечественных достижений?

— По заявке РЖД на Брянском машиностроительном заводе построен первый российский тепловоз нового поколения с асинхронными тяговыми двигателями 2ТЭ25А «Витязь». В прошлом году тепловоз на всем неэлектрифицированном ходу БАМа впервые провел поезд унифицированного веса 6 тыс. тонн и показал свою способность работать в тяжелых условиях.  Кроме того, выпущен первый в мире магистральный грузовой газотурбовоз ГТ1-001, разработка которого полностью выполнена российскими специалистами. Его уникальные показатели зафиксированы в качестве рекорда Гиннесса: газотурбовоз провез поезд весом 15 тыс. тонн, что является мировым рекордом для автономных локомотивов с одной силовой установкой.

— Какой объем средств тратит ОАО РЖД на инновационное развитие? Требуются ли дополнительные ресурсы?

— Советом директоров нашей компании утверждена программа инновационного развития ОАО РЖД до 2015 года, предусматривающая внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг мирового уровня. Объемы финансирования научных исследований ОАО РЖД составили около 0,5% от планируемых доходов компании (около 6,5 млн руб. в 2011 году.— «Комменрсантъ»). В этой сфере мы уже практически вышли на международный уровень. К 2015 году доля инвестиций на НИОКР превысит 1%.

— Каков экономический эффект от внедрения новых технологий в производство техники?

— У нас действует программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период 2011-2013 годов. Целевые индикаторы программы: снижение энергоемкости производственной деятельности на 5% (до 71 кг условного топлива на 10 тыс. приведенных тонно-километров нетто), суммарная экономия — 460 тыс. тонн условного топлива, снижение выбросов парниковых газов от производственной деятельности на 800 тыс. тонн СО2 (3%). Благодаря внедрению инновационных технологий производительность труда по отношению к 2010 году должна вырасти на 20% к 2015 году, энергоэффективность повысится более чем на 5%.

— В какой стадии развитие высокоскоростного движения?

— Компанией определен первоочередной полигон и разработаны стратегические ориентиры развития высокоскоростного движения в России. В первую очередь речь идет о выделенной линии для высокоскоростного движения на участке Москва— Санкт-Петербург. В дальнейшем планируется развивать высокоскоростную сеть на стратегическом направлении восток—запад через Москву с установленными скоростями порядка 350-400 км/ч.

Планы проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу в России заставили нас внести коррективы в план развития скоростного и высокоскоростного движения. Дополнительно к существующим линиям со скоростным и высокоскоростным движением мы планируем модернизировать ряд существующих участков для повышения скорости поездов до 160-200 км/ч. Речь идет о направлениях Москва—Харьков—Ростов-на-Дону—Краснодар—Адлер и Москва—Ярославль. Кроме того, планируется специализировать линии для организации ускоренного движения поездов с маршрутной скоростью 70-90 км/ч. Между аэропортами и городами, в которых пройдут матчи чемпионата мира в 2018 году, планируется организовать интермодальные перевозки.

— С какими сложностями сталкиваетесь?

— В первую очередь это высокая стоимость строительства и новых технических средств на первой стадии внедрения. А также отсутствие соответствующей нормативной базы или наличие в ней устаревших ограничений. Решить эти проблемы самостоятельно, без помощи государства ОАО РЖД не сможет, как этого не смогли сделать в США и Германии. В этих странах имеется положительный опыт государственной поддержки аналогичных проектов в рамках частно-государственного партнерства.

 

14.03.12 в 23:54 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: