Военный коммунизм в РЖД и продразверстка на все полувагоны

Правительство подготовило проект постановления о временном порядке привлечения вагонов для ОАО РЖД. В документе говорится, что монополия фактически осталась без своих вагонов, передав их в Первую и Вторую грузовые компании и другие дочерние компании, и не может обеспечивать грузоперевозки. Поэтому она должна иметь возможность получать вагоны с рынка и от своих дочерних компаний. Для этого планируется ввести понятие «привлеченного вагона» (то есть вагона, который арендует ОАО РЖД). На рынке он будет работать по тем же правилам, что и парк самой монополии, но предоставляться грузоотправителям не по фиксированным гостарифам, а по специальной формуле цены с возможностью скидок до 30% и надбавок до 10%. Формулу должна выработать Федеральная служба по тарифам (ФСТ) с учетом рыночных цен на вагоны и их доходности. Речь идет об «универсальном парке», то есть в первую очередь о самых распространенных полувагонах.  Накопал Александр Панченко из «Коммерсанта».

По сути правительство расписывается в том, что не может обуздать ни частную стихию в виде цен, ни свою собственную стихию в виде диспетчеризации РЖД. Результат, конечно, аховый. Мозгов и решимости хватило на самую дурацкую историю. Ничего умнее национализации выдумать не смогли. Нет, наверное, смысла повторять, что мы предупреждали о таких вариантах. Но нам говорили, что мы сгущаем краски. Получите. Ну а то, что предупреждали еще год назад, все подзабыли.  Наверное, всем будет интересно узнать, что по крупным компаниям с месяц назад пробежался некто Ретюнин, главред «Гудка» и «РЖД-П», с обещанием, что национализация уже скоро случится!

Идеи о привлечении вагонов в ОАО РЖД звучали и раньше — по словам представителей монополии, это позволило бы решить проблему обслуживания мелких и средних грузоотправителей. Но в проекте постановления сказано, что частные владельцы вагонов будут обязаны отдать монополии до 40% своего парка. Как и сколько ОАО РЖД будет за это платить, в документе не указано.

Источник «Ъ» на рынке рассказывает, что документ появился после большого совещания в Минтрансе, которое состоялось на прошлой неделе. Но высокопоставленный собеседник «Ъ» в ОАО РЖД уточняет, что на совещании говорили только о том, что для стабилизации перевозок монополии нужен привлеченный парк в размере 200-250 тыс. вагонов — ни слова о принуждении частников отдавать свои вагоны. Частные вагоны, уверен источник «Ъ», должны привлекаться по «понятной схеме аренды с рыночными ставками». Предложение обязать частных инвесторов отдавать 40% вагонов поступило от ФСТ, говорит топ-менеджер. Это подтверждает и источник «Ъ» в отрасли. Глава ФСТ Сергей Новиков вчера прокомментировать «Ъ» ситуацию отказался. Один из собеседников «Ъ» пояснил, что ФСТ заложила эту цифру «по аналогии с энергетической сферой, где генерирующие компании обязывают резервировать часть мощностей».

Проводить прямую аналогию между вагонами и электроэнергией некорректно. В каждой энергосистеме действительно есть резерв мощности — около 20%, однако использование этого резерва нельзя сравнивать с использованием вагонов. В энергетике понятие резервных мощностей намного тоньше и вопрос о том, частные они или государственные, ставить нельзя, речь идет об энергосистеме и надежности. Ну и собственно термин был введен — еще до распродажи энергетических активов.

Партнерство операторов железнодорожного состава вчера отказалось комментировать проект постановления, сославшись на то, что его члены «еще не выработали консолидированной позиции». Однако представители отдельных компаний—владельцев вагонов называют идею «нездравой» и «нелогичной». «В пятницу ОАО РЖД продает 75% акций Первой грузовой компании, которой принадлежит 70 тыс. полувагонов,— говорит один из частников. — Получается, что монополия продает компанию только для того, чтобы потом забрать ее вагоны обратно».

Infranews: В проекте постановления «о временной схеме» нет каких-либо временных рамок его действия. Раз такой документ собираются положить на подпись премьеру, значит, правительство готово объявить то ли национализацию, то ли военное положение — ведь только эти два обстоятельства могут позволить государству забрать частные вагоны себе. По его словам, принятие такого документа обрушит капитализации железнодорожных компаний и приведет к усилению коррупции на железной дороге. На бирже торгуются акции крупнейшего частного оператора в России Globaltrans. У него 29 тыс. полувагонов, это 58% парка компании. И Трансконтейнер тоже получит до кучи.

В общем, про продажу ПГК  можно забыть.

Ну а то, что идея ФСТ — не собственная, очевидно. Ведь там никогда не было специалистов по железной дороге и даже ее тарификации.

Так что, ребята, — Военный коммунизм и продразверстка

InfraNews

25.10.11 в 9:20 раздел Железная дорога

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: