Внутрироссийские авиаперевозки продолжают быть убыточными

Алина Черноиванова из Газета.ru рассказала о докладе директора НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда.

Согласно материалам доклада, операционная рентабельность российских авиаперевозок впервые с 2003г. превысила 3%. Анализ данных за 9 месяцев 2012г. показал, что средняя рентабельность авиакомпаний составила 3,83%. Это было достигнуто исключительно благодаря международным маршрутам. При этом перевозки внутри страны продолжают приносить убытки.

Впервые операционная рентабельность достигла отрицательного значения в 2008г. На следующий год ситуация немного улучшилась, но авиакомпании продолжали нести убытки. Решение стран-участников ТС об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов на значительный ряд иностранных самолетов в режиме временного ввоза позволило достичь авиаперевозчикам операционной рентабельности в 0,9%. Но на следующий год рентабельность снова стала отрицательной.

Фридлянд отмечает рост выручки авиакомпаний: за 9 месяцев 2011г. она составила 373 млрд. руб., а за аналогичный период 2012г. — 470 млрд. руб., что приблизительно соответствует темпам роста авиаперевозок. Однако разрыв между себестоимостью перевозок по международным маршрутам и внутренним продолжает расти: на международных линиях она составляет 23,42 руб. на т-км, а на внутрироссийских — 37,7 руб. на т-км. Даже несмотря на то, что билеты на внутренних маршрутах дороже, чем на международных, перевозчики не выходят на положительную рентабельность. Внутрироссийские линии с 2003г. работают исключительно в минус, в отличие от международных, где рентабельность все это время оставалась положительной и по итогам 9 месяцев 2012г. достигла 7,9%.

Из доклада следует, что причиной такого разрыва стала разница в стоимости авиатоплива и аэропортового обслуживания в России и за рубежом. Так, авиаГСМ при международных полетах обходятся в 7,79 руб. на т-км, а при внутрироссийских — более чем в 11 руб. Та же ситуация и с обслуживанием в аэропортах: 3,3 руб. против 6,87 руб.

Участники рынка не ожидают улучшения экономики внутрироссийских перевозок, а, наоборот, не исключают возможного ухудшения. Подготавливаемых правительством мер, направленных на снижение стоимости перевозок, явно не достаточно для изменения ситуации. Более того, некоторые планируемые правительством изменения только поспособствуют увеличению нагрузки на авиаперевозчиков. Например, вероятное удорожание аэронавигационного обслуживания, изменение тарифной политики на обслуживание в аэропортах, новые расчеты арендных ставок для аэропортов, переносимых на авиакомпании, а впоследствии и на пассажиров.

Если истекающий в конце этого года срок действия льгот по временному ввозу иностранных самолетов не будет продлен, то тарифы на авиабилеты могут существенно возрасти.

Новости по теме


Свежие новости