Очередной громкий госпроект в транспорте — скис

Корреспондент отдела бизнеса газеты «Коммерсант» Алексей Екимовский рассуждает о проблемах Росавиа.

Иногда долгое отсутствие новостей — тоже новость. Помпезный государственный авиапроект под рабочим названием «Росавиа» на базе обанкротившегося альянса AiRUnion не балует сообщениями. С момента объявления о консолидации «Ростехнологиями» в партнерстве с правительством Москвы госактивов в авиации был только осенью утвержден проект состава совета директоров еще не созданного предприятия. Тогда же идеологи проекта учредили ОАО «Авиакомпания», 99% акций которого на первом этапе получил его предполагаемый глава Виталий Ванцев. И с тех пор тишина. Некоторую активность демонстрирует лишь правительство, которое неспешно передает «Ростехнологиям» акции авиапредприятий-полубанкротов.

Зато все время встают новые и новые «открытые вопросы», каждый из которых способен приземлить проект на старте. До сих пор неизвестно, откуда у «Росавиа» возьмутся порядка 100 современных самолетов, кто за них будет платить, по каким маршрутам новая компания полетит. ГТК «Россия» уже выразила несогласие становиться площадкой для эксперимента. А «Атлант-Союз», призванный стать основой для «Росавиа», так и не смог справиться с конкурентами на новом для себя рынке регулярных полетов и уже отдал «Аэрофлоту», «Трансаэро» и «Ютэйру» основные маршруты AiRUnion в Красноярск и Норильск.

На этом фоне пошел устойчивый слух, что Виталия Ванцева — единственного авиационного менеджера в проекте — «будут снимать». Источники, близкие к «Ростехнологиям», рассказывают, что у господина Ванцева не сложились отношения с заместителем Сергея Чемезова Игорем Завьяловым, курирующим проект. «Совершенно не удивлюсь, если такое решение будет принято»,— хором говорят чиновники в Минтрансе и Росавиации. «Ситуация в объединяемых авиакомпаниях не только не улучшилась, а вызывает все большую тревогу»,— поясняет один из них. «У Ванцева совершенно другие интересы — аэропорт Внуково, Sky Express (структурам Виталия Ванцева теперь принадлежит 75% перевозчика.— «Ъ»), зачем ему еще «Росавиа»?» — рассуждает другой. «Не знаю про отношения Ванцева с Завьяловым, но одно ясно: Москва и «Ростехнологии» не могут договориться ни по одному вопросу»,— продолжает участник рынка. «И никогда не договорятся»,— заключает один из чиновников. Сам Виталий Ванцев с начала года перестал комментировать происходящее с «Росавиа».

Уже очевидно, что наступающий 29 марта «высокий» летний авиасезон пройдет без «Росавиа». Не ожидается подвижек и осенью: во время «низкого» зимнего сезона запускать рискованный проект бессмысленно. Еще год понадобится для оформления разрешений для выхода на рынок международных перевозок. Поэтому как минимум на год-два о «Росавиа» можно благополучно забыть и не ждать новостей. Если только еще какой-нибудь перевозчик с госдолей в капитале не окажется на грани банкротства и не пополнит котел активов госкорпорации.

03.03.09 в 6:35 раздел Воздух

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: