Экологи и общественность о будущем портов в Сочи

 21  февраля  2009  г. состоялось Межведомственное  совещание  по вопросу  координации  дорожных служб  и  организации  транспортной логистики   по  доставке  грузов  для  строительства   олимпийских объектов,  которое  проходило в офисе  Государственной  корпорации (ГК) «Олимпстрой» в г.Сочи.

 На  совещании  был  официально обнародован общий  объем  грузов, которые  планируется  переваливать для нужд  Олимпиады-2014  через морские  порты  –  68 миллионов тонн. Этот объем вновь  заставляет серьезно  задуматься, зачем же в Имеретинской низменности  строить целых два грузовых порта?

 Когда  летом  прошлого  года  шли  ожесточенные  баталии  вокруг вопроса  о  необходимости строительства в Имеретинской низменности двух  портов,  Олимпстрой,  Минтранс и другие  заинтересованные  в строительстве этих портов структуры озвучивали совсем иную цифру — 103 миллиона тонн, которая служила основным аргументом, что портов нужно  два  –  иначе  с  этим грузопотоком не  справиться.  Сейчас оказалось,  что  грузов для Олимпиады нужно на 35  миллионов  тонн меньше.

  Данный объем грузов, официально опубликованный в пресс-релизе ГК «Олимпстрой»  от  24.02.2009г., свидетельствует  о  том,  что  для обеспечения  необходимого  для  подготовки  к  Олимпийским   играм грузооборота  вполне достаточно ОДНОГО грузового  порта.  Об  этом совершенно ясно свидетельствуют и другие цифры.

  Второй  грузовой  район порта Сочи только 26 января  2009г.  был вынесен  на  общественные слушания и вместе с огромным количеством замечаний  и возражений экологов-общественников и местных  жителей отправлен  на  госэкспертизу.  Строительство  самое  раннее  может начаться  только  летом  этого года.  Срок  строительства  Второго грузового района порта Сочи составляет 2 года, т.е. к эксплуатации он  будет  готов  не ранее середины 2011 года. Объем  грузооборота этого  порта – 5 млн. тонн в год. Т.е. через этот порт  до  начала 2014  года возможно будет перевезти только 12,5 млн. тонн  грузов.Что   почти   в   три  раза  меньше  той  разницы   в   изначально планировавшемся  и  ныне определенном общем  объеме  «олимпийских»  грузов.  Становиться очевидным, что для проведения  Олимпиады-2014 Второй грузовой район совершенно не нужен.

 Стоит   ли   эта   овчинка  выделки?  Зачем  губить   уникальные рекреационные    ресурсы   Имеретинской   низменности,    ущемлять конституционное право жителей на благоприятную окружающую среду  в результате   строительства  грузового  порта   посреди   жилой   и рекреационной  застройки — ради перевалки  грузов,  которые  можно спокойно  перевезти  через  имеющиеся железнодорожные  мощности  и через ОДИН грузовой порт?

  В   начале  февраля  2009г.  Президент  РФ  Дмитрий  Медведев  и Председатель Правительства РФ Владимир Путин в связи  с  дефицитом бюджета  потребовали  от  всех государственных  органов  сократить бюджетные   расходы   на   15%.  Особое  внимание   было   уделено Министерству  транспорта  РФ  от  которого  потребовали  сократить расходы не менее, чем на 30%.   В  настоящее время, Министерство транспорта РФ, судя  по  итогам    Межведомственной  комиссии  в   ГК   «Олимпстрой»,   не  восприняло указания Президента РФ и Председателя Правительства  РФ о   сокращении  бюджетных  расходов  и  продолжает  настаивать  на строительстве  никому  не  нужного, в  том  числе  Олимпиаде-2014, Второго грузового района порта Сочи.

  В   рамках  Олимпийской  программы  федеральный  бюджет   должен оплатить   более  7  млрд.  рублей  (200  млн.долларов   США)   за строительство самой дорогой части Второго грузового район порта  – морских  причальных стенок. Обязательства же инвестора –  турецкой компании  “Колин Иншаат Туризм Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети”, которая является подрядчиком ФГУП “Росморпорт” составляют всего  2 млрд.рублей.

  В  сложившейся ситуацией со Вторым грузовым районом  порта  Сочи возникло несколько вопросов: Для каких грузов строится порт? Имеет ли   он  отношение  к  Олимпийским  задачам?  Почему  Министерство  транспорта РФ так настойчиво игнорирует поручения Президента РФ  и не  дает  предложений по сокращению бюджетных расходов на 7  млрд. рублей  за счет отказа от строительства никому не нужного  Второго грузового района порта Сочи.

  Может  быть ответ прост: кадастровая стоимость земли, отведенной под  строительство порта, составляет 8,7 млрд. рублей, а порт лишь прикрытие для ее освоения?

  По  данным  фактам местные жители обратились к Президенту  РФ  и Председателю  Правительства  РФ  с требованием  проверить  причины настойчивого   нежелания  Министерства  транспорта  РФ   сокращать бюджетные расходы на 7 млрд. рублей.

  Вместе  с тем, есть признаки того, что министр транспорта  Игорь Левитин  все-таки  задумался  над тем,  так  ли  уж  действительно необходимо  строительство Второго грузового района порта  Сочи.  9 февраля  2009г. в интервью Левитина радио «Эхо Москвы»  на  вопрос «не  могли бы вы в доходчивой форме объяснить, для чего  в  районе Имеретинской  низменности  Сочи проектируется  строительство  двух грузовых   портов?»  министр  ответил  следующее:  «Мы   еще   раз внимательно  сейчас анализируем те объемы грузов, которые  реально будут, у нас уже есть, пока предварительно, что у нас будет меньше грузов,  чем  мы планировали ранее, поэтому мы специально  строить второй порт и тратить значительные суммы денег, не будем. Хотя оба порта  уже конкурсы прошли, есть уже инвесторы, но если мы поймем, что   мы   справимся   с   меньшим   объемом,   тогда   мы   будем пересматривать».

  Т.е.  в Минтрансе уже понимают, что, запланировав в Имеретинской низменности  два грузовых порта они дали маху. Этому  «пониманию», очевидно,  содействовало не только снижение общего объема  грузов, необходимых  для  Олимпиады-2014 (что вряд  ли  не  было  известно изначально  – ибо 35 млн. тонн – слишком большая цифра,  чтобы  на нее  можно  было  «ошибиться»), но и активная гражданская  позиция жителей  Имеретинской  низменности, резко выступивших  против  его строительства,  а также мировой финансовый кризис, который  лишает различные   заинтересованные  структуры  прежней   свободы   легко вкладывать миллиарды государственных средств в выгодный им бизнес. Но   перевесит   ли   данное  «понимание»   интересы   лоббирующих строительство  Второго  грузового района структур  –  это  большой вопрос.

  И   в   этой   ситуации  жителям  Имеретинской   низменности   и  общественным  экологическим  организациям  необходимо  еще  больше усилить  воздействие  на  все имеющие отношение  к  этому  вопросу структуры, и, прежде всего, на Международный Олимпийский  Комитет, с  требованием  отказа  от  строительства  неприемлемого  во  всех отношениях Второго грузового района порта Сочи.     (Инф. ТОС «ПСОУ» и Экологической Вахты по Северному Кавказу)

26.02.09 в 6:54 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: