Статус и инвестиции в портовые зоны пересмотрят

В Госдуму внесены поправки к закону «Об особых экономических зонах в РФ» (ОЭЗ). Они позволяют сохранить земельные участки и инфраструктуру портовой ОЭЗ в частной собственности и снижают в десять раз (до €10 млн) объем обязательных капитальных вложений в строительство ОЭЗ. Так государство пытается спасти от провала второй конкурс на создание портовых ОЭЗ, намеченный на осень,- первый конкурс в июне владельцы крупных портов игнорировали. Пишет сегодня «Коммерсант».

В конце прошлой недели в Госдуму был внесен проект поправок к закону об ОЭЗ. Проект подготовили ряд депутатов Госдумы и регионы — представители законодательных собраний Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Краснодарского края и Калининградской облдумы. Согласно тексту законопроекта, земельные участки портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), а также объекты инфраструктуры, расположенные на них, могут находиться в частной собственности. Кроме того, проект снижает со €100 млн до €10 млн объем обязательных капвложений на строительство и с €50 млн до €3 млн — на реконструкцию в ОЭЗ. Наконец, проект расширяет понятие данного типа ОЭЗ за счет акваторий морских и речных портов.

Все эти изменения призваны обеспечить успех второму тендеру по созданию портовых зон, намеченному правительством на осень. Законодатели либерализацией намерены устранить основную причину неудачного тендера по созданию ОЭЗ в июне. Тогда недовольство крупных морских портов, претендовавших на статус особой зоны, объяснялось тем, что управление и распоряжение земельными участками отходило госкомпании «ОАО «РосОЭЗ»». В итоге вместо пяти портовых ОЭЗ было заявлено о создании лишь одной — в Советской Гавани, ее основной инвестор — компания Aricom.

Крупнейшим потенциальным заинтересованным игроком в ситуации вокруг портовых ОЭЗ летом считалось ОАО «Усть-Луга», однако его менеджмент и правительство Ленинградской области отказались идти на июньский конкурс. Глава «Усть-Луги» Валерий Израйлит заявил тогда «Ъ»: «Риски, которые несет закон, не соответствуют тем преференциям, которые он предоставляет» и пообещал, что область будет работать над поправками к закону. Очевидно, законопроект, внесенный в Госдуму 21 августа, и представляет собой компромисс с крупными портовладельцами по вопросу собственности на инфраструктуру портовых ОЭЗ.

Infranews: разрешение частным инвесторам быть собственниками объектов инфраструктуры в ПОЭЗ является послаблением для бизнеса, но несущественным. Главной причиной того, что инвесторы не спешили воспользоваться льготами ПОЭЗ, была необходимость отчитываться перед госорганами за расходование средств. Закон, равно как и нынешние поправки, не стимулирует инвесторов экономить средства при строительстве объектов, а значит, и получить дополнительную выгоду от строительства и эксплуатации инфраструктуры они не смогут.

Снижение финансового порога для вхождения в пул инвесторов ПОЭЗ, девальвирует статус самой идеи создания ОЭЗ в морских портах. На сумму €10 млн можно построить небольшой накатный терминал для перевалки 150-200 тыс. автомобилей в год без необходимого дорогостоящего кранового оборудования. Это открывает путь в морские порты мелким компаниям, которые вряд ли способны развивать серьезные долгосрочные проекты. Построенные ими объекты станут предметом спекулятивной перепродажи внутри зоны.

Реальный интерес собственников к портовым ОЭЗ в новой версии сможет быть определен лишь на втором конкурсе — очевидно, он будет объявлен не ранее, чем Госдума сможет принять поправки к закону, т. е. не ранее октября-ноября.

 

Infranews

 

 

25.08.08 в 9:09 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: