Приморье против угля

На протяжении нескольких лет общественность Приморья активно протестовала против намере-ния построить нефтеналивной терминал в бухте Перевозной Хасанского района — одном из любимейших мест отдыха жителей края. Протесты возымели действие — конечную точку нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» решили перенести в бухту Козьмино близ Находки. Экологическая угроза Владивостоку и рекреационным зонам Хасанского района была ликвидирована. Сегодня страсти кипят вокруг планов строительства угольного терминала в бухте Суходол, что в Уссурийском заливе. Пишет «Российская газета»

Угледобывающие компании, в основном сибирские, давно уже присматриваются к портам Дальнего Востока. Экспортировать уголь в быстро развивающиеся страны АзиатскоґТихоокеанского региона — выгодный и стабильный бизнес. Потребность в твердом топливе ведущих стран АТР: Китая, Японии и Южной Кореи составляет 300 млн.т. в год и в будущем будет расти. При этом экспорт угля из России в восточном направлении пока не превышает 20 млн.т. в год.

Главная проблема, ограничивающая экспорт угля, — недостаток специализированных портовых мощностей. Крупнейший на Дальнем Востоке порт Восточный, через который в основном и идет перевалка угля на экспорт, наращивает мощности своего угольного терминала и в перспективе сможет перерабатывать его до 30 млн.т. в год. Но угольный комплекс Восточного контролирует одна из кузбасских угледобывающих компаний, поэтому другие игроки рынка вряд ли смогут воспользоваться его мощностями. Поэтому и решили сибиряки построить в Приморье еще один порт — в бухте Суходол вблизи Большого Камня.

Кроме того, строительство угольного терминала в бухте Суходол может нанести ущерб памятникам культуры. В месте его строительства расположено уникальное городище, датированное12-13 веками — временем существования империи чжурчжэней. Это единственный средневековый памятник, находящийся на берегу моря. Раскопки на этом объекте еще не начинались, и на них может уйти несколько лет.

«Угольная» тема стала ключевой и на прошедших весной этого года выборах в местные органы власти. Наибольшее число голосов в борьбе за кресло главы администрации ЗАТО Большой Камень получил кандидат, одним из пунктов предвыборной программы которого был запрет на строительство терминала. Что же касается инициаторов строительства угольного терминала, то они утверждают, что проблема надуманна: терминал будет строиться по самым современным технологиям, с соблюдением всех экологических норм. А бухта Суходол, мол, — просто идеальное место для его размещения: развитая инфраструктура, близость к потребителю и наличие трудовых ресурсов. Но пока конструктивного диалога с населением не получается.

На данный момент управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отклонило согласование акта выбора земельного участка на мысе Красном. Бухта Суходол все еще остается объектом высшей категории рыбохозяйственного водопользования, и не ясно, как строительство и углубление фарватера отразятся на рыбных ресурсах.

Возможно, что наилучшим вариантом увеличения экспортного потенциала Приморья в угольном секторе явилось бы сотрудничество угольных компаний, их совместная деятельность по расширению и модернизации уже существующего порта Восточного. Но смогут ли конкурирующие между собой стороны прийти к соглашению? Наблюдатели отмечают, что по этому пути коммерсанты идти не спешат, не оставляя надежд на строительство собственного терминала, а отношение к этой проблеме жителей близлежащих населенных пунктов считают предвзятым.

InfraNews

15.06.07 в 9:39 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: