Якунин в очередной раз лоббирует Усть-Лугу

В начале года правительство выделило РЖД 7,5 млрд руб. на строительство железнодорожной ветки к порту Приморск (Выборг — Приморск — Ермилово). Сейчас крупнейший нефтяной порт страны отрезан от железной дороги. Нефть туда поставляется по трубе, а нефтепродукты — по трубе, морем и автотранспортом. Деньги на строительство дороги к Приморску РЖД получила в виде взноса в уставный капитал в январе и должна освоить за два года: в 2012 г. — 250 млн руб., в 2013 г. — 7,25 млрд руб.

Однако монополия хочет распорядиться деньгами по-другому. По информации «Ведомостей», президент РЖД Владимир Якунин попросил у правительства разрешения направить эти средства на строительство инфраструктуры в соседнем порту Усть-Луга. Якунин хочет потратить деньги на электрификацию участка железной дороги Гатчина — Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная. На оба порта у компании нет денег, а Усть-Луга — приоритетный проект, поэтому монополия предлагает развивать его в первую очередь, рассказал  представитель РЖД.

Подобное развитие событий подтверждается ответами на предложение Якунина, которые дали Минфин, Минэкономразвития и Минтранс. Министерства перенаправлять деньги из «Приморска» в «Усть-Лугу» не согласны, хотя ничего против развития Усть-Луги не имеют, следует из документов. Замминистра финансов Александр Новак предлагает РЖД строить объекты в Усть-Луге за счет собственных и заемных средств, так как компания получит деньги от продажи пакетов акций в дочерних компаниях.

В 2011 г. РЖД получила из бюджета 17,76 млрд руб. на модернизацию инфраструктуры — без указания объектов, на которые нужно потратить эти деньги. Вот на эти средства и нужно строить инфраструктуру к Усть-Луге, пишет в своем ответе замминистра экономразвития Станислав Воскресенский.

Поскольку РЖД в 2012 г. не использует 7,25 млрд руб., выделенных на пути к Приморску, их можно направить на другие проекты, по которым есть дефицит финансирования, считает замминистра транспорта Андрей Недосеков. Но только если РЖД обязуется за свой счет построить проект Выборг — Приморск — Ермилово и включит его в свою инвестпрограмму на 2013 г. Есть и другой вариант, пишет Недосеков: поскольку проект по развитию инфраструктуры Усть-Луги инвестиционно привлекателен, РЖД может его осуществлять на принципах соглашений, подписанных с грузоотправителями 24 января («вези или плати»).

Сейчас пропускная способность железной дороги к Усть-Луге — 40 млн. т. в год, говорит Максим Широков, гендиректор компании «Усть-Луга», управляющей портом, а грузооборот порта в 2011 г. составил 22,7 млн. т. План на 2012 г. — 40,8 млн. т., но львиную долю прироста обеспечит запуск терминала «Роснефтьбункера» (а нефть идет не по железной дороге, а по БТС-2).

InfraNews: 40 млн. т. грузов по железной дороге будет приходить в Усть-Лугу в лучшем случае к 2015 г.. Зачем вкладывать дополнительные средства в железнодорожные пути к порту, которые и так недозагружены — не понятно. Возможно, РЖД, у которой есть 7%-ная доля в «Усть-Луге», просто невыгодно помогать порту-конкуренту. С другой стороны, у РЖД и в НМТП, которому принадлежит Приморск, есть миноритарная доля (2,5% через пенсионный фонд «Благосостояние»).

Шансов на то, что правительство пойдет навстречу РЖД, немного, ведь и ранее, при подготовке проекта бюджета на 2012 г., Якунин уже предлагал потратить эти 7,5 млрд руб. не на Приморск, а на Усть-Лугу, но это предложение не получило поддержки.

InfraNews

16.02.12 в 10:15 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: