США показывает пример, как можно уничтожить любую отрасль, активно ее защищая

Только 2% грузов, доставляемых во внутреннем сообщении между штатами США, перевозятся морским транспортом, при том, что почти половина населения живет вблизи побережья, из-за ограничений, обусловленных Законом Джонса. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на исследование, проведенное Grassroot Institute of Hawaii. Для сравнения, в Европе на коротких морских линиях доставляется более 40% внутренних грузов.

Закон Джонса, принятый сразу после Первой мировой войны, предполагает, что каботажное плавание у берегов США может осуществляться либо судами под американским флагом, либо судами, построенными на американских верфях, либо теми, которыми владеют американские граждане, либо теми, команды которых состоят из американских граждан и/или иностранцев, получивших право на жительство в США. Монополия была призвана стимулировать развитие торгового судоходства и гражданского судостроения в США. Планировалось, что закон позволит США получить флот, достаточный, чтобы доминировать на глобальном судоходном рынке.

Но закон мало помог судостроительной промышленности США, поскольку затраты стали настолько высоки, что США строят очень мало судов. В 2011 году в стране работало всего пять государственных верфей и 20 частных. Частный флот под флагом США насчитывает всего 171 судов, из которых только 93 могут обслуживать каботажные перевозки в соответствии с законом Джонса.

Отмечается, что закон Джонса привел к непомерному удорожанию перевозок между портами США. Так, ставки на каботажных маршрутах настолько высоки, что некоторые гавайские фермеры, например, доставляют коров на материк авиатранспортом, а не по морю, а доставка нефти из Техаса в Бостон обходится в три раза дороже, чем из Европы — $6/баррель против $2/баррель.

Закон Джонса обуславливает значительную разницу в себестоимости оперирования между американскими и иностранными судами. В среднем, суточные расходы на оплату команды для судов, работающих на маршрутах между портами вдоль побережья от Калифорнии до Аляски, составляет около $11,5 тыс. Для сравнения, расходы на содержание иностранного экипажа составляют около $2 тыс. в сутки. Расходы на строительство судна в Америке почти в четыре раза превышает стоимость на азиатских верфях, где сегодня и строится большинство судов.

За последние годы было предпринято несколько попыток отменить или изменить Закон Джонса, и все безрезультатно. В прошлом месяце сенатор Маккейн уже в третий раз вынес на рассмотрение Сената законопроект об отмене закона. По оценке Комиссии по международной торговле США, отмена или изменение закона могли бы сэкономить экономике США до $15 млрд. в год.

Еще одним следствием действия данного закона стала деградация морского судоходства не только как отрасли экономики, но и как системообразующей отрасли, которая могла бы быть двигателем прогресса наравне с автомобилестроением.

На судостроении и судоходстве поднялись послевоенные Япония и Южная Корея, пореформенный Китай. С учетом низких издержек, которые дает американский рынок — если бы отрасль сохранилась, она бы вполне смогла конкурировать. А так США пополнили ряды стран без собственного судостроения — таких как Франция, Великобритания, Россия. А теперь еще и Германия.

08.08.17 в 15:32 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: