Пробные маршруты по Северному ледовитому океану не решают проблем

 

 

Вслед за танкером Совкомфлот по СМП пойдет датский балкер с минимальным ледовым классом

Датские и норвежские СМИ сообщают победную новость от датской компании Nordic Bulk Carriers и норвежской Tschudi Shipping Company о грядущем в этом году первом в истории Севморпути транзите иностранного балкера из Киркенес в Китай с грузом 41000 тонн железной руды. На русском эту новость пока опубликовало только известное агентство Barents Observer, подзапутавшись, вместе с датскими и норвежскими СМИ, в определении первенства. То это первое судно под иностранным флагом, которое пройдет СМП, то первый балкер, то первый транзит из одного иностранного порта в другой. Балкер Nordic Barents станет пятым судном под иностранным флагом, которое бог даст, благополучно проследует Севморпутем.

Первым Севморпуть прошел вспомогательный крейсер ВМС Германии Комет, и произошло это летом 1940 года, когда фашистская Германия и коммунистический Советский Союз были друзьями и соратниками по борьбе с империалистическим Западом.

В 2009 году Севморпутем проследовали два сухогруза немецкой компании Beluga, Beluga Fraternity (флаг Антигуа) и Beluga Foresight (флаг Антигуа), хотя это и не было чистым транзитом, потому что суда доставили в порт Новый (Ямбург), Обская губа, генераторы для дальнейшей перевозки их в Сургут. Они прошли Севморпуть направлением восток-запад, выйдя из Владивостока. Третий сухогруз компании, Beluga Family, доставил в порт Новый груз из Амстердама, через Мурманск, и затем вернулось обратно, то есть оно следовало Севморпутем, но прохода всего СМП не было.

В этом году Севморпутем прошел танкер Совкмофлота SCF Baltica, он конечно российский, но формально говоря иностранный, у него флаг Либерии. Таким образом, если говорить о национальной принадлежности по факту, по судовладельцу, то Севморпутем прошли три немецких судна, и если проводка балкера Nordic Barents состоится и пройдет успешно, к ним присоединится четвертое, датское.

Если говорить о флаге, то Севморпутем пройдет, вместе с Nordic Barents, 1 судно под флагом Германии, 2 под флагом Антигуа, 1 под флагом Либерии и 1 под флагом Гонконга – это флаг балкера Nordic Barents. В сообщении датской компании Nordic Bulk Carriers есть и другая неточность, подхваченная средствами массовой информации, и более интересная, чем вопрос первенства в транзите. Это ледовый клас балкера Nordic Barents. Датчане утверждают, что у них наивысший возможный ледовый класс из допускаемых российскими властями для прохода Севморпутем. Неверно. Класс низший возможный, и если опять же, подходить к делу формально, до буквы, то получается, что судно выпускать на Севморпуть нельзя.

Дело в том, что у балкера Nordic Barents класс 100 A5 E3 Германского Ллойда, что соответствует классу Л1 Российского морского регистра, такой класс дает право плавания в летний период навигации в Арктике и круглогодично в замерзающих неарктических морях. Балкер отправится в рейс где-то в сентябре, и если судить мерками допуска класса, то он не имеет на то права. У танкера SCF Baltica ледовый класс 1A1 ICE-1A Дет Норске Веритас, соответствующий классу Российского морского регистра УЛ, усиленный ледовый, что дает ему право плавания в летне-осенний период в Арктике в легких условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях.

Балкер построен в 1995 году, то есть судно уже в возрасте. Сухогрузы компании Beluga не только намного моложе, но и намного меньше размерами, что делает их более безопасными. Танкер SCF Baltica куда более опасен из-за своего груза и рекордно больших для транзита Севморпутем размеров, однако он молод, постройки 2005 года, у него более высокий ледовый класс, и он укомплектован российскими моряками с опытом ледового плавания, кроме того, был если верить сообщению Совкомфлот, дополнительный тренажер для штурманов перед рейсом.

Кто будет командовать Nordic Barents, мы не знаем. Год назад экипаж состоял целиком из филиппинцев. Датчане и норвежцы конечно, в авантюрных склонностях не замечены, но все-таки есть повод призадуматься. А если поверить утверждениям СМИ, что балкер станет первым иностранным судном, которое пройдет СМП из одного иностранного порта в другой, то придется предположить, что судно не будет заходить в Мурманск для специального предтранзитного осмотра специалистами, что только добавляет беспокойства.

«Морской Бюллетень»

Есть еще несколько проблем, с этими маршрутами. То что они нужны очевидно. Но готовность компаний и самого пути пока вызывает вопросы. Понятно, что Новатэку нужно тащить LPG на экспорт и короткий и спонсируемый через Атомфлот маршрут, кажется удобным. Но вот дальше, когда спадет вал информационного хлама (типа «Известинской» статьи, где в пятницу было написано, что у SCF Балтика нет ледовго класса и он здорово прошел), а также откровенно PR-ских материалов с фотографиями радостного Франка, начнется работа, начнутся котировки и страховки по полной программе, начнутся работы по расширению временного окна для прохода по северным морям. И тут, в этой монотонности, повылазят простые вопросы.

Где, к примеру, на маршруте от Ямала и до Чукотки находятся вспомогательные службы флота? Где спасатели? Сколько будет стоить регулярная работа ледоколов Атомфлота и выдержат ли они регулярность? Будет ли тарификацией их работ заниматься ФАС и ФСТ — ведь наверное дотянется. И так далее, и тому подобное. Ну и простая экономика: сроки конечно короткие, но вот не сократится ли при такой эксплуатации межремонтный период у танкера!? Не появится ли необходимость ставитьсудно в док ежегодно и не только на плановую покраску или мелкий шмон?

InfraNews неоднократно писал, для того чтобы заработал СМП нужны не только эксперименты и опыты на живучесть  экипажей. Требуются многие миллиарды госинвестиций в прибрежную зону, создание большегЕго количества портопунктов и многое другое. Без целенаправленной работы — все это так и останется опытами. И еще, что касается нескольких заявлений совладельца Новатэка, г-на Михельсона, про LNG. Это пока дело будущего, особенно в части СМП. Просто все существующие пока спг-танкера не готовы будут проходить по СМП. А постройка газовозов для СМП — это пока большой вопрос. Надо ждать.

InfraNews

28.08.10 в 11:06 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: