Бои вокруг угольного терминала Авлиты начинаются

 

В ноябре ЗАО СК «Авлита», входящая в холдинг «Метинвест»  известного донецкого бизнесмена Рината Ахметова начнет осуществление грандиозного проекта — строительство угольного терминала в севастопольской бухте, всего в полутора километрах от центра города и в 150 м от ближайших жилых строений.

ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» зарегистрирована в Севастополе и специализируется на стивидорных (погрузочно-разгрузочных) работах и транспортно-экспедиторских услугах. В основном она занимается перевалкой металла, а также обслуживает зерновой терминал емкостью 170 тыс. т единовременного хранения, введенный в эксплуатацию в апреле 2004 г. Пару лет назад «Авлита» предложила проект строительства в Севастополе универсального перегрузочного комплекса по перевалке сыпучих грузов мощностью 8,5 млн. т в год, в том числе 4 млн. т угля и 4,5 млн. т песка и щебня. Как сообщала пресс-служба компании, общий объем инвестиций должен составить 850 млн. «докризисных» грн.. Из них «Авлита» обещает 150 млн. направить на обеспечение экологической безопасности объекта. В случае реализации нового проекта, угольный терминал будет приносить своим владельцам, по оценкам экспертов, около 1,5 млрд. долларов в год. По информации компании, на всех этапах — разгрузки, транспортировки, хранения и погрузки — универсальный перегрузочный комплекс будет полностью закрытым, что исключает ветровую эрозию. На «Авлите» также утверждают, что все работы будут «подстрахованы» системой «водяного тумана», вентилирования и аспирации. Все параметры были определены на основе применяемых технологий и соответствующих экспертиз, в соответствии с действующим законодательством.

Севастопольцы прекрасно понимают чем грозит городу реализация проекта угольного терминала. В Севастополе был организован сбор подписей против появления на берегу главной городской бухты угольного терминала, подключены экологические организации, прокатилась волна митингов. Ученые Крымской академии наук, экологи Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», общественная организация «Общественный экологический Совет по проблеме размещения угольного терминала в г. Севастополе» и других общественных экологических организаций, после анализа проекта пришли к выводу, что строительство такого объекта в курортном городе нецелесообразно с учетом экологических, социальных и экономических последствий. По мнению экологов, строительство терминала «таит в себе большую угрозу для будущего развития не только Севастополя, но и всего курортного Крыма», поскольку приведет к обострению экологических проблем, загрязнению воздушного бассейна, территории Севастопольской бухты и прилегающих районов, а также вдоль путей транспортировки грузов. Кроме того, существует опасность загрязнения в связи с возможными авариями и сбоями в работе объекта. Это, по мнению экспертов, повлечет за собой не только отток туристов, но и ухудшение самочувствия самих севатопольцев. Экологи считают, что для Севастополя более перспективной является стратегия развития города как международного центра рекреации, туризма и паломничества. «Севастополь должен играть подобающую ему роль геополитического центра деловых, научных, гуманитарных, религиозных международных контактов и плодотворного сотрудничества на благо Украины и мирового сообщества. Сегодня особое значение приобретают идеи превращения Херсонеса и Севастополя в места паломничества христиан православного мира», — говорится в заявлении экспертной группы.

Главный специалист по связям с общественностью и СМИ государственной экологической инспекции в городе Севастополе Елена Даньшина в одном из интервью заявила, что проект угольного терминала, который намерена построить в Севастополе компания «Авлита», «безумен и преступен, потому как несет прямую угрозу жизни и здоровью севастопольцев». Отвечая на вопрос журналиста, что случится с экологией города, если «Авлита» построит угольный терминал, Даньшина сказала: «Тогда севастопольцы получат дополнительно десятки т угольной пыли, которая, как известно, вызывает онкологические заболевания верхних дыхательных путей и силекоз — профессиональную болезнь шахтеров. Угольная пыль способна взрываться. Скорость распространения пламени изменяется под воздействием многих факторов от нескольких десятков до сотен метров в секунду, зачастую превышая звуковую. Впереди фронта пламени распространяется мощная ударная волна. Замечу, что фактическое расстояние от границы проектируемого универсального перегрузочного комплекса до ближайшей жилой застройки — 150 м. Таким образом, застройка попадает в санитарно-защитную зону. Проект сам по себе безумен и преступен, потому как несет прямую угрозу жизни и здоровью севастопольцев».

В письме экологических и общественных организаций в Национальную академию наук Украины говорится, что в мировой практике угольные терминалы располагаются на расстоянии не менее 25-30 км от города. Кроме того, надо учитывать пропускную способность Севастопольской бухты по которой сегодня курсируют тыс.и единиц пассажирских катеров, автомобильных паромов, крупных пассажирских туристических судов и океанических лайнеров, прогулочные маломерные плавсредства. Если к этому количеству еще добавить поток работающих судов ЗАО СК «Авлита» (за 2008 г. — 200 судов), а также движение судов Черноморского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины, и Севастопольского морского торгового порта, становится понятно — растительный и животный мир Севастопольской бухты может просто не выдержать техногенную нагрузку. Более того, представители общественных организаций считают, что строительство терминала может вообще похоронить Крым как здравницу, и следует признать их правоту. Промышленная пыль разносится даже не на десятки, а на сотни километров от места выбросов. Например, со снимков, сделанных спутником над таким приморским, но крайне неблагополучным в плане экологии городом как Мариуполь видно, что промышленная пыль разносится в радиусе 100-120 км от города. С учетом того, что до Фороса от Севастополя около 50 км, а до Ялты меньше ста, есть реальная опасность, что угольная пыль накроет и эти крымские курорты.

Сейчас в «Авлите» работают около 800 человек. После строительства терминала количество работников может возрасти еще на пол тысячи человек. В то же время десятки тыс. местных жителей, кормящихся в сезон от курортников, могут потерять работу от снижения потока туристов в Крым, вызванного ухудшением экологии полуострова.

Интересно, что ради защиты интересов бизнеса Ахметова местные депутаты-регионалы пошли против общественного мнения и пожертвовали значительной частью голосов крымского электората накануне президентских выборов. За проект землеотвода под терминал в севастопольском горсовете проголосовали в основном регионалы и коммунисты. Доказательство этого представил «Общественный экологический Совет по проблеме размещения угольного терминала в г. Севастополе» на пресс-конференции 9 сентября. Журналистам были показаны распечатки поименного голосования Севастопольского горсовета по предоставлению под строительство угольного терминала 5 га земли в Севастопольской бухте. «Фракции регионалов и коммунистов, на словах осуждающие строительство универсального перегрузочного комплекса, в полном составе проголосовали за это решение», — подчеркнули организаторы конференции.

Терминал будет строиться с целью импорта коксующихся углей на предприятия «Метинвеста» из Австралии и США, в том числе для перевалки угля с недавно приобретенной Ахметовым шахты в Северной Америке.

В одном из аналитических материалов на сайте, посвященном проблеме угольного терминала, проанализировав все за и против автор делает неутешительный вывод: «Если противники терминала не решатся на физическое блокирование стройки, то проект с высокой вероятностью будет реализован». Местные экологи, впрочем, выражают надежду, что прыть донецких не доведет население города-героя до проявления радикальных действий и будет умерена цивилизованными способами на уровне руководства страны.

29.09.09 в 7:16 раздел Море

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: