Казахстан добавит зерна на побережье Кубани

Логистика | Море | Новости | Май 07, 2009, 16:48

Казахстан заинтересован в строительстве зернового терминала в поселке Тамань (Краснодарский край) и на казахстано-китайской границе, сообщил в интервью РИА Новости министр сельского хозяйства республики Акылбек Куришбаев.

“Продкорпорацией Казахстана изучается возможность строительства зернового терминала в порту Черного моря, в поселке Тамань: по сравнению с черноморскими портами Украины маршрут транспортировки казахстанского зерна до порта Тамань на тысячу километров короче, груз пересекает только одну границу, а маршрут проходит по территории страны со стабильной политической обстановкой”, – сказал Куришбаев.

По его оценке, в перспективе такой коридор может стать “на ближайшие десятилетия основным маршрутом экспорта казахстанского зерна в страны ЕС, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки”.

Куришбаев признал, что при среднегодовом объеме экспорта зерна из Казахстана около 5,5-6,0 миллионов тонн, позиция казахстанских экспортеров зерна “нестабильна и подвержена значительным колебаниям в зависимости от ценовой ситуации на мировом рынке”. “Одной из основных причин является удаленность от мировых рынков и отсутствие прямого доступа к морским портам, что требует диверсификации рынков сбыта, создания оптимальных транспортных маршрутов”, – пояснил он.

В частности, сказал министр, предусматривается “создание инфраструктуры экспорта зерна на Каспийском море, включающей в себя морские зерновые терминалы в портах Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан) и Амирабад (Иран)”. Два из этих терминалов – в Актау и Баку – уже функционируют. “После ввода в эксплуатацию зернового терминала в порту Амирабад будет завершено создание транспортно-логистической цепочки для экспорта зерна на рынок Ирана и стран Закавказья”, – пояснил Куришбаев.

Кроме того, планируется задействовать терминалы в портах Актау и Амирабад для выхода казахстанской пшеницы в рамках своп-операций на рынки третьих стран через южные порты Ирана в Персидском заливе.

“Одним из перспективных направлений экспорта казахстанского зерна является Китай, а потому планируется строительство железнодорожного зернового терминала на приграничной территории Китая (СУАР) на железнодорожном переходе станция Достык – Алашанькоу (казахстано-китайская граница) или международном центре приграничного сотрудничества “Хоргос””, – отметил глава Минсельхоза Казахстана.

По его данным, планируемая годовая пропускная способность терминала составит порядка 500 тысяч тонн, с возможностью увеличения до 1 миллиона тонн. Также будет построен элеватор мощностью единовременного хранения 25 тысяч тонн зерна. Причем очевидно, за счет чего Казахстан изыщет средства на инвестиции в Кубань – за счет Грузинских проектов!

 Проблемы со строительством зернового терминала в Поти (Грузия) связаны с политической обстановкой в этой стране, считает управляющий директор казахстанского госхолдинга “КазАгро” Жолдымурат Аманбаев, комментируя отчет Счетного комитета по нарушениям, выявленным при использовании средств республиканского бюджета.

“Из-за политической обстановки в Грузии было принято решение не начинать этот объект. Республиканская бюджетная комиссия поддержала наше решение. Однако это решение не было внесено в план министерства сельского хозяйства. Но выделенные деньги на строительство зернового терминала сегодня лежат на счете нашей организации и будут сохранены до тех пор, пока не будет принято решение о строительстве”, – сказал Аманбаев.

Счетный комитет выявил ряд нарушений в деятельности госхолдинга “КазАгро”.

“Строительство зерновых терминалов в портах Поти (Грузия) и Амирабад, на разработку проектно-сметных документации которых в 2008 году израсходованы бюджетные средства на общую сумму 301,2 млн. тенге, не было включено в стратегический план министерства на 2009-2011 годы”, – сообщили ранее в пресс-службе Счетного комитета.

Причина, по оценке Счетного комитета, в том, что не выработана концепция развития агропромышленного комплекса.

“Нет четкой взаимосвязи между министерством сельского хозяйства и нацхолдингом “КазАгро”. Отсутствует координация действий по реализации инвестиционных проектов. Не осуществляется мониторинг и контроль над реализацией инвестиционных проектов”, – отметили в пресс-службе.

В результате, Счетный комитет отмечает низкую эффективность использования АО “Национальный Холдинг “КазАгро” средств республиканского бюджета, выделенных в 2008 году на развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности.

“В ходе контроля выявлены нарушения на общую сумму 10,9 млрд. тенге”,  – сказали в комитете.

Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным президенту Казахстана. Он осуществляет внешний контроль и оценку исполнения республиканского  бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении.

 

Новости по теме


Свежие новости