Власти снова обсуждают мегапроект канала Каспий – Черное море
Российский институт “Гидропроект” на днях стал победителем открытого тендера Евразийского банка развития (ЕАБР) на экспертизу проектов судоходного канала, соединяющего Каспий с Азово-Черноморским бассейном. Варианты такой артерии разработаны в 2007-2008 годах и предусматривают: во-первых, строительство канала “Евразия” – Каспий-Маныч-Азовское море (в направлении примыкающего к Черному морю Таманского залива); во-вторых, сооружение второй, более протяженной нитки Волго-Донского канала с расширением судоходного фарватера Нижнего Дона (в Ростовской области). Дополнительный вариант – направление “Евразии” непосредственно в Черное море (район Тамань-Темрюк), чтобы обойти Керченский, то есть азовско-черноморский пролив, где продолжаются территориальные споры РФ с Украиной.
По данным минтранса, Минпромторга России, администраций Ставрополья, Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, эти артерии предназначены для сокращения расстояния водных перевозок между Каспийским и Черным морями минимум на 20% и, соответственно, для удешевления такого рода перевозок самое меньшее на 15%. А обусловлены эти проекты ростом евроазиатского грузотранзита, особенно транзита среднеазиатской нефти, и перспективным увеличением грузоперевозок из Ирана (и в Иран). Кратчайший же путь между Каспием и Черноморско-азовско-днепровско-дунайским регионом достигается именно по трассам тех каналов. Среднегодовые транзитные доходы России по какой-либо из упомянутых артерий могут достигать 75-100 миллионов долларов.
Однако инвестиционные затраты по каждому из проектов – минимум 5 миллиардов долларов (в текущих ценах), причем трасса “Евразия” запланирована по уникальным биосферным районам, включенным в реестры ЮНЕСКО-ЮНЕП. Вдобавок региональные власти настаивают, что называется, на “своих” вариантах. Так, Волгоградская обладминистрация настаивает на проекте “Волга-Дон-2”, ибо до 80% его трассы пройдет в этой области. А в Ставрополье и Калмыкии по той же причине поддерживают вариант “Евразия”. Окупаемость же обоих проектов достигается на 5-7-й годы их реализации при обязательном среднегодовом росте там объемов грузотранзита самое меньшее на 8-10%.
Судя по высказываниям премьер-министра России Владимира Путина и министра транспорта РФ Игоря Левитина, чаша весов, похоже, начинает склоняться в пользу “Волга-Дон-2”. Не в последнюю очередь потому, что, по данным Института водных проблем РАН, Ставрополье и Калмыкия, где запроектирована трасса “Евразия”, испытывают растущий дефицит пресной воды. А в этих условиях весьма рискованно осуществлять ее отбор в пользу канала.
InfraNews: Что обсуждаем? Почему в Российской газете? Гибель региону, обмеление Каспия? Что еще придумаем?
Новости по теме
-
Перевозка контейнеров по сети РЖД за январь-апрель 2024 года выросла на 9%
Перевозка груженых контейнеров с начала года увеличилась на 7,6% год к году и составила 1,86 млн TEU, всего перевезено 26,8 млн тонн грузов (+8,9%)
-
«Сухой порт Южноуральский» совместно с «Русагротэк» отправили первый контейнерный поезд в Китай
Общее время в пути оценивается в 14 суток, в составе поезда – 70 сорокафутовых контейнеров
-
Угроза дефицита вместимости из-за кризиса в Красном море преувеличена
В феврале UNCTAD выпустил отчет, посвященный кризису в связи с перебоями судоходства в двух ключевых каналах – Панамском и Суэцком. По приведенным в отчете данным средняя скорость контейнеровозов составляла до начала хуситского кризиса в Красном море 14,6 узлов, в январе она выросла до 16,1 узлов, а в феврале обратно сократилась до 15,4 узлов
Свежие новости
-
Перевозка контейнеров по сети РЖД за январь-апрель 2024 года выросла на 9%
Перевозка груженых контейнеров с начала года увеличилась на 7,6% год к году и составила 1,86 млн TEU, всего перевезено 26,8 млн тонн грузов (+8,9%)
-
«Сухой порт Южноуральский» совместно с «Русагротэк» отправили первый контейнерный поезд в Китай
Общее время в пути оценивается в 14 суток, в составе поезда – 70 сорокафутовых контейнеров
-
Угроза дефицита вместимости из-за кризиса в Красном море преувеличена
В феврале UNCTAD выпустил отчет, посвященный кризису в связи с перебоями судоходства в двух ключевых каналах – Панамском и Суэцком. По приведенным в отчете данным средняя скорость контейнеровозов составляла до начала хуситского кризиса в Красном море 14,6 узлов, в январе она выросла до 16,1 узлов, а в феврале обратно сократилась до 15,4 узлов
-
Линейные операторы повышают ставки, чтобы компенсировать дополнительные расходы вследствие кризиса в Красном море
За последние 2 недели ставки на порты как северной Европы, так и Средиземного моря подросли на 4%. По сравнению с уровнями начала декабря, до начала хуситских атак на суда в Красном море, ставки на этих направлениях выросли в 2,7 раза
-
Выручка и прибыль ICTSI выросли, объемы снизились в первом квартале
ICTSI оперирует сетью из 32 портовых терминалов в 19 странах на 6 континентах. Флагманским терминалом группы является терминал MICT в порту Манила