Эстонские газовые терминалы

Логистика | Море | Новости | Апрель 14, 2009, 7:08

Земля на полуострове Пакри, где бизнесмен Хейти Хяэль (Heiti Haal) планирует построить терминал для сжиженного природного газа (LNG), имела бы природоохранную ценность, если бы в свое время Виллу Рейльян не лишил ее таковой.

В 2004 году Эстония передала Европейской комиссии перечень участков, которые следовало бы включить в список природоохранных территорий программы Natura 2000. Окончательное решение принимала Еврокомиссия, хотя перечень участков передала в Брюссель Эстонская Республика, точнее, Министерство окружающей среды, пишет в понедельник Postimees.

Так случилось, что список, подготовленный эстонскими специалистами в области охраны природы, и список Министерства окружающей земли, отправленный в Брюссель, несколько отличались друг от друга. Из последнего был исключен ряд земель, которые могли бы стать природоохранными, но не стали благодаря усилиям девелоперов.

Один из таких участков расположен в Харьюском уезде на полуострове Пакри, где коммерсант Хейти Хяэл, занимающийся топливным бизнесом, вместе с деловыми партнерами намерен построить терминал LNG на площади в несколько десятков гектаров.

Строительство терминала LNG задумывается с целью доставки сюда природного газа не только из России, но и из других мест, что должно увеличить энергетическую независимость как Эстонии, так и соседних государств.

Газовые сети Эстонии соединены с сетями Латвии и Литвы, кроме того, запланировано строительство газопровода в Финляндию, так что терминал LNG поможет решить энергопроблемы нескольких стран.

Поскольку сжиженный природный газ перевозят на специальных судах, для них необходим отдельный порт. В пользу относящегося к Палдиски полуострова Пакри говорит тот факт, что именно оттуда планируется проложить газопровод в Финляндию, который соединит сеть финских газовых магистралей с аналогичными сетями в странах Балтии.

Правда, есть одно но: к городу Палдиски относится относительно небольшая часть полуострова, остальное – хорошо сохранившийся природный ландшафт. Между тем, для строительства порта уже составляется детальная планировка на площади в 70 гектаров в северо-восточной части полуострова, где находится хорошо сохранившийся альварный лесолуг.

Как сказал исполнительный директор Фонда природы Эстонии Юри-Отт Сальм, эстонская часть программы Natura охватывает лишь немногие альвары, и Еврокомиссия даже интересовалась, не могла бы Эстония включить в программу больше альваров, чтобы взять их под охрану. Поэтому эстонские природоохранные организации предложили включить альвары на Пакри, в том числе те, на которых планируется построить порт, в программу Natura.

По словам Сальма, программа Natura не исключает хозяйственную деятельность полностью, на таких землях можно, к примеру, пасти овец. Государство при необходимости должно оказывать поддержку, чтобы владелец земли мог содержать ее в порядке.

Надо полагать, что землевладельцы еще пять лет назад сообразили, что хозяйственная ценность живописной земли у моря заключается не в том, чтобы пасти на ней овец, а в возможности строительства. Однако любое строительство не очень согласуется с программой Natura.

По какой именно причине в 2004 году тогдашний министр окружающей среды Виллу Рейльян исключил побережье полуострова Пакри из списка земель Natura, неизвестно. Сам Рейльян не стал отвечать на этот вопрос, заданный Postimees, сославшись на то, что не располагает временем, а затем и вовсе отключил телефон.

Строить порт будет фирма Balti Gaas. Ее глава Сергей Тимошенко по телефону разговаривать отказался, но ответил письменно по электронной почте, сообщив, что при соблюдении определенных правил можно вести строительство и на землях, охваченных программой Natura, и что фирма намерена следовать правилам.

По словам Тимошенко, проект предполагает установку в море легкой конструкции на сваях, никаких масштабных строительных работ не планируется.

Тимошенко владеет меньшей частью акций OU Balti Gaas, большая их часть принадлежит фирме недвижимости Paldiski Arendamise AS. Ее акционерами являются бизнесмены Хейти Хяэл, Тыну Пуйдак и зарегистрированная в штате Орегон США фирма New Investments L.L.C.

О последней имеется очень мало информации, газета Aripaev предположила, что с ней связан нынешний мэр Палдиски Яан Мельдер. Возглавляет фирму Александр Архипов, состоящий, по данным Aripaev, в близких отношениях с дочерью Мельдера Яне.

Cам мэр Палдиски поддерживает идею строительства порта. Земельный участок площадью 7,6 гектара, на котором планируется построить порт, еще недавно принадлежал алкогольному бизнесмену Игорю Савенкову, но месяц назад он продал его фирме, связанной со строителями порта. Как утверждает Тимошенко, Савенков никоим образом не связан со строительством порта. Полной уверенности в том, что на Пакри будет построен порт LNG, нет. Во-первых, прозвучало мнение, что бизнесмены вовсе не намерены сами строить порт, а, получив необходимые разрешения, выгодно продадут проект другим инвесторам. Во-вторых, к строительству порта довольно скептически относится министр окружающей среды Яанус Тамкиви, заметивший, что ему не нравится, что на территории, которая может быть включена в программу Natura, планируют построить порт.

“Я бы порекомендовал инвесторам обратить внимание на какие-нибудь другие земли”, – сказал Тамкиви, добавив, что точку зрения в отношении строительства порта LNG он выскажет после того, как будет подготовлена оценка его влияния на окружающую среду.

Новости по теме


Свежие новости