Логистика невозможного: интернет-торговля — тупиковая ветвь развития

Безос стал богатейшим человеком планеты. Всего лишь торгуя чужими товарами. Когда-то семья, владеющая Wal-Mart, была богатейшей (в сумме), а их сеть пока остается крупнейшей. Но все течет и все меняется. Реинкарнация розничной торговли в виде интернет-торговли многим наивным кажется революцией. Хотя нет, это даже не «эволюция». А так, одна из ветвей кустистого дерева торговли. Торговля — она какая? Она такая, что может сделать стоимость серебра дороже золота, заставить людей идти через Гоби, Хинган и Памир для того, чтобы обменять на золото шелк и керамику для понтов. Она заставила жадных испанцев и португальцев строить утлые суденышки и в борьбе с венецианцами искать новые маршруты в Азию и параллельно открыть Америку. Торгуя всем, они не брезговали торговлей людьми, уничтожением наций и народов. Через век за ними погнались англичане, которые не брезговали выдачей лицензий на бандитизм (пиратство). Ну и так далее.

Просто запомните, за сегодняшним галстуком и футбольной командой у любого владельца магазинов есть готовность убивать и торговать рабами (что они и делают с таджиками в России, турками в Германии, мексиканцами в США).

Короче, торговля. Ничего не меняется. Интернет-торговля впаривает полную несусветицу. Списки популярных товаров на Амазоне или Алиэкспрессе — это не только полная помойка, но и бессмыслица. Методы торговли и выкладки аналогичны какому-нибудь FixPrice: треть товара реально дешевле, треть в свою цену, и треть по двойной цене. Спиннер, защитное стекло для iPhone, девичьи труселя (судя по фото — одноразовые), фитнес-трекеры. Лидеры продаж на Али. И прочее, и прочее. Собственно, нет ни одного товара, без которого не то что нельзя было бы прожить, а который был бы нужен дольше 10 минут — нескольких часов. Ну ладно, это есть и в офф-лайн-торговле — выкладка у касс, выкладка по верхней полке и прочее. Торгуют откровенным говном, большая часть из которого при сопоставимом качестве — в России в сетях или рынках стоит дешевле или столько же. В любом случае, это только в морально-этическом плане лучше, чем обмен стеклянных бус на золото у индейцев или опиума на золото и шелк у китайцев, в материальном плане — это такой же обман и наркотик.

Но это эмоции.

Факты. Опять же всем видимые и известные.

Курьеры — странный социальный срез людей, чуть более активных, чем охранники. С экономической точки зрения, они не имеют никакой пользы ни для своих семей (только что не пьют, пока работают), ни для страны, 2\3 курьеров — гастарбайтеры или люди, работающие в черную. Автомобилизированные курьеры — пустопорожний расход. А если брать отдельные компании, типа KupiVIP или 220Вольт, то это просто отмороженные ублюдки, несущие ненависть и разрушения на улицы больших городов.

В охране и курьерке у нас трудится 1,5-1,7 млн. человек. При том, что рабочих рук не хватает. А эти товарищи не создают ни толковых услуг, ни прибавленной стоимости.

Машины под курьерами местной развозки.

Не пользуюсь интернет-магазинами с курьерами. Но вижу как приходит пицца. Курьер ездит всегда с одной-двумя — утилизация менее 1%. Всегда заглядываю в развозные машины, которые стоят по улицам, когда курьер что-то вынимает. Много хожу по городу — и всегда заполненность каблучков и полуторок — не более 30%. Сборники, хоть по городу, хоть по межгороду — заполнены не более 30%. И почти всегда легкий груз. Слышу про постоянные ожидания от коллег, вижу ссоры с курьерами в лобби своего офиса. В случае необходимости (за год ТВ и пылесос) мы покупаем на сайте офф-лайнового торговца и забираем в указанном магазине. Для ребенка тяжелые книги забираются в пункте выдачи. Аналогично и большие мешки еды для собакена.

Но даже в пунктах выдачи — чаще всего тлен. Так же сидит ненужный человек (постоматы еще и в 80% оборота выдачи не участвуют). Специально несколько раз наблюдал разгрузки у крупных пунктов крупных магазинов и нескольких пунктов выдачи курьерских компаний. Тут зло и DHL, и DPD, и прочие. У всех каблучки или микроавтобусы — заполнены на пике на треть, из которых еще треть это упаковка.

При этом подобные компании пытаются продать людям ненужные экологические тарифы. То есть услуга не меняется, но вы приплачиваете им, чтобы они смогли оплачивать дурацкие налоги в Европе за ДВС. Ну а бывает реально убивают своих крупнейших клиентов. Личный опыт с аналогичными компаниями у нас тоже есть. Деловые Линии не справились с географической и временной точностью доставки в 6 из 6 случаев доставки за последние полгода.

В любом случае, наблюдая за загрузкой или разгрузкой, мы видим порожние машины. Аналогично они оказывают услуги и мелким и средним торговцам — машины ходят порожними. На 60-70%.

Вам наверное еще не понятно, к чему это все.

Поясняем схему. Крупный сетевой офф-лайновый торговец заказывает грузы и товары во внутренней перевозке, в импорте — подрядчик забивает контейнер или фуру по самые гланды. Производитель, развозя по городу молоко, хлеб, мясо, — забивает свои машины полностью и развозит по точкам, заезжая в 10-15 точек. Парк, обслуживающий ритейлеров, — будь то ИКЕА, Х5 или М-Видео — забивает свои машины полностью. Иначе нет смысла.

Оператору интернет-магазина без пункта выдачи нет смысла ждать заказов, ему важно доставить сегодня. И он на каблучке едет с 10 посылками, на газели с 15. Аналогично работают «доставщики» офф-лайновых сетей. Месяц назад к нам из Леруа приехала машина — очень быстро, при этом пустая (наш груз 1% объема кузова). За время, что мы купили — доехали до офиса и чуть-чуть подождали — газель с кузовом не могла доставить более 2-3 заказов. И вряд ли они были объемными — загрузка и разгрузка какой-нибудь кухни в доступный срок бы не уложилась. Так что было 2-3 заказа. Максимум они были тяжелыми.

Все это относится и к доставке с Алиэкспресса и Амазона. Поступая несколькими способами, товары в большинстве случаев едут на Почту России. Почта? Утилизация автотранспорта — чуть выше, чем у прочих. Все-таки больше пунктов выдачи, и нет доставки на дом автотранспортом. А вот утилизация почтовых вагонов очень низкая. Грузоподъемность сама по себе невысокая. От 13 до 25 тонн, а возится в среднем не более 10 тонн. Остальное упаковка и воздух.

Они еще и на электротранспорт планируют переходить.

В Европе пытаются с ними бороться — но это капля в море. Их жадность никак не побороть. И она будет расти — см.ниже.

Интернет-магазины разрушат экологию и энергобаланс. Чем более персонализированной становится торговля — тем больше происходит всех этих бестолковых движений. Это означает рост оборота транспорта, по сути без роста грузооборота. Поясним. Человек не купит в среднем более 1 телефона в год, более пары джинс, полдюжины труселей и носков, телевизор в 2-3 года. Человек не съест 20 пицц в неделю — как ел, так будет максимум 2-3, не купит воды более 40 литров на месяц, и собаки у людей живут долго и едят ровно. То есть потребление стандартных продуктов и товаров — без люкса, стабильно. В нашей стране население растет медленно, а вес съедаемого или носимого не меняется, меняется стоимость (не важно, богатеет человек или беднеет) — и грузооборот всех потребляемых продуктов — стабилен. Но он постепенно уходит из централизованных и логистических организованных сетей в хаос курьерской доставки и пунктов выдачи.

То, что вам кажется прикольным и персонифицированным, — в реальности ежегодно добавляет к вашей личной стоимости вашей личной логистики по 10%. И чем больше вы потребляете услуги курьеров — тем выше эта стоимость. Не обольщайтесь низкой ценой на Али — помните, большой частью вещей вы не пользуетесь и часа. И когда они перешагнут порог в 20% от розницы — вы станете зависимы от них. И уже никакой экономии не станет. Но у вас обратного пути не будет — потому что часть офф-лайна к этому времени разорится, часть уйдет в смешанную торговлю.

Да и не поймете вы, что вас обманывают. Для вас, для лохов, будут не картонка с ценой в универсаме, которую вы можете сорвать с прилавка и по Закону о торговле требовать на кассе конкретной цены, для вас, для лохов — будет таргетированная цена. Каждый блочок на сайте интернет-торговца будет подпитываться биг-датой с FB, VK, Inst и прочих. Они сканируют вашу почту, мессенджеры — все будет хорошо. Вы про обман не узнаете.

Аналогично и с персонифицированной логистикой — нельзя обмануть 1000 бабушек, которые помнят какие скидки во вторник в Магните, а тысячу интернет-лохов таргетом обмануть легко. А как только начнете искать с кем посоветоваться, бигдата это увидит — и вам дадут скидочку.

А проблема в том, что за всеми этими движухами вокруг интернет-логистики — нам потребуется больше дорог, заправок и прочего. Но никогда мы не догоним инфраструктуру. Нам нужно понимать, что идти по китайскому пути, заливать все бетоном и класть везде асфальт — нельзя. Это дорого и бессмысленно.

В принципе на интернет-торговлю надо вводить акциз. Если, конечно, покупатель не проживает в небольшом городе или деревне, особенно в удалении от больших городов. Это можно посчитать, и ввести условие о наличии крупной или средней сетевой торговли.

На интернет-торговлю в городах от 200 тыс. человек — акциз обязателен. Расчет примерно следующий.

Машины делятся на несколько категорий. Примерно как сейчас. Включаются Платон и автодоровские счетчики для всех трасс. Это, как мы знаем (и они знают), несложно. Дальше начинается работа с тахографами. Каблучок и до 1,5 тонн любая машина не может проезжать более 150 км в день, до 5 тонн — не более 250 км, до 12 не более 350 км, и более 12 — по 400 км с перерывом, как и сейчас. С обязательным сменщиком. Хотя, как по мне, штраф для машин более 5 тонн, едущих в одном рейсе более 2 и 3 тыс. км соответственно — также должен вводиться. Штрафовать надо и недозагрузки (по объему или весу) почтовых и крытых вагонов.

Машины первых двух категорий не смогут бесплатно возить грузы между даже соседними регионами. Это должно штрафоваться. Перевозка по городу должна сопровождаться электронными накладными, по каждой доставке должны быть все полностью каталогизированы и проверяемы. Машина должна быть полной в момент отправки — создать весо-объемную карту на каждый кузов несложно. Незаполненная машина — платит государству за перевезенный воздух. Розничные перевозки, хоть бы и в крытых и почтовых вагонах, должны иметь электронную накладную на каждую единицу партии.

Про НДС для импорта любых грузов или посылок даже говорить не стоит. Как это учитывать — ФНС уже знает. Просто потому что если вы идиот и вам нужен спиннер, тонер для ногтей, одноразовые труселя, фитнестрекер, который вы забросите, как забросили абонемент в тренажерку/бассейн — вы должны заплатить, чтобы государство знало, где живет такой человек. Если вы своему ребенку покупаете не книжку, а китайскую пластиковую игрушку ценой до 100 рублей, вы должны быть поставлены на учет и оштрафованы НДСом. И так далее.

Если вы ведете бизнес через Али, Амазон, прочие площадки, выискивая и закупая нечто очень дешевое оптом — вы тем более должны платить НДС. Таков закон.

Про автоперевозки — уже писалось не раз. Нас разочаровал Платон, и он, конечно, должен быть отобран у сегодняшних, передан в ФНС как инструмент и исправлен, с целью контроля за перевозками и всеми автомашинами. В эту же систему надо включить и почтовые с крытыми вагонами. Несомненно, сюда же надо вставить и парки Магнита, и всех остальных сетевиков. Хотя бы для того, чтобы доказывать государству свою эффективность. Тут еще надо понимать, что есть частные случаи — такие люди, как Денис Шульга из X5, считающие всех вокруг людьми второго сорта, всех логистов неумехами, а себя и свою компанию «принцем на белом коне», забывая, что жопу (Пятерочки) не мыли уже лет 10. С такими случаями многим будет казаться, что интернет-торговля лучше, гибче и т.д., и т.п.

Речь в первую очередь не о налоге на торговлю — мы конечно свободная страна, и каждый идиот имеет право на спинер. Речь идет о том, что мы должны зачем-то наращивать инфраструктуру, при отсутствии роста прибавленной стоимости. Так быть не должно. РЖД когда ветку строит — они кровью заставляют расписываться грузовладельца, сколько лет по сколько тонн он будет по ветке возить. И РЖД правы — построить ветку и ее не использовать, значит привести ее в негодность через 3 года. А строить дороги, чтоб возить по ним воздух — это идиотизм.

На будущее — открыть заправку электричеством можно только при наличии источника альтернативной энергии. Если города типа Москвы или Питера питаются от газа, мазута и ядерной энергии — то необщественный электротранспорт здесь не нужен. Хотите строить — ищите место для ветряка или солнечных батарей. Если вы покупаете электромобиль, вы должны полностью зафиксировать свои обязательства по утилизации батарей. Никакой китайски завод за это не ответит.

Эти меры помогут остановить на время строительство дорог и приведут к необходимости подумать о дальнейшем развитии, о типах дорог, о дорожной, железнодорожной и авиационной сетях.

Тут проблема не в фискальном эффекте. Задача — остановить бесполезный процесс, который ведет страну в тупик. Мы слишком велики для этих приколов. И само собой — эти идеи уберут ненужное количество посредников. Выведут на рынок некоторое количество неквалифицированной рабочей силы. Дадут Минфину передышку в финансировании инфраструктуры и позволят подумать над нормальной, а не догоняющей стратегией. Ну и вероятно — не вкладывая во все эти истории, государство и частники будут готовы, когда в мире появятся альтернативные (по-настоящему) стратегии развития перевозок и стратегии развития всех типов двигателей.

InfraNews так видит

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: