Год большого боя: контейнерные итоги 1 квартала и перспективы на 2012г

Бой начался давно.Но только сейчас стали вырисовываться очертания будущих схваток. Кто с кем и кто за кем.

Общий оборот контейнеров в портах России растет. За 1 квартал прибавилось 11% — до 1,147 млн. TEU. Рост, как и предсказывалось, в этом году не станет гигантским. Собственно, рынок вступает в стагнацию и вся конкурения будет не вокруг новых, а вокруг старых объемов.

На Балтике рост совпадает с рынком. 11% — оборот в 1 квартале — 664 тыс. TEU. Из них в Калиниграде 85 тыс. TEU, без роста, за счет того, что  у БСК случился спад на 13%, а КМТП вырос на четверть. Проще говоря, КМТП и БСК поменялись местами. В прошлом году у КМТП было в 1 кв 36 тыс. TEU, у БСК — 46 тыс. TEU. В этом у первых — 45 тыс. TEU, у вторых — 40 тыс. TEU.

Самый главный бой за клиента севернее. Финны сдуваются, всполохи рижской активности, завязанной на политику, скоро затихнут, и на поле боя останутся УЛКТ и КТСПб. Кто притянет на себя рост? Открывшийся 1,5 года назад КТСПб (МПСПб — 4й район) придушил активность всех малых терминалов Финского залива, но замахнуться на большее пока не может. Хотя, конечно, 48 тыс. TEU — это уже результат,  о котором можно говорить. Терминал вышел на 4-е место по Питеру. Совместные усилия ПЛП и  2-го и 3-го терминалов Моби Дика (Global Ports) пока не дают им вместе сумму, сопоставимую с ПКТ. Но похоже, что эта сумма уже близка. Хоть ПКТ и излишне стабилен последние годы, вероятность резкого скачка очень велика. Посмотрим.

Пока на Невской Губе 13% роста — сумма 578 тыс. TEU. В Усть-Луге (уже без участия структур Морского порта Усть-Луга) перевалено больше 1 тыс. TEU. Работа только начинается. И стратегически, в сравнении с намоленной Угольной гаванью (где занял свое место КТСПб), Лужская губа сложное место. После официального открытия УЛКТ будем думать, как ситуация дальше пойдет.

В Новороссийске очередная катавасия. В прошлом 1 квартале НМТП и НУТЭП были вровень далеко позади от НЛЭ. 36 и 39 тыс. TEU соответственно. В этом году НЛЭ в 1 кв дало спад на 8% (НМТП выросло на 23%), а НУТЭП выстрелил на 31%. В НЛЭ себе в успокоение могут записать рост по груженым на 5% и тот факт, что порожняк вырос на 38%, а груженые только на 27%. Но ситуация настораживает. С ней надо работать.

Кстати, так, для понимания, или скорее некоему губернатору Жилкину напоминание про его вечный тупой базар про порт Оля: контейнерую тему на Каспии пора уже закрывать за бессмысленностью. Государство должно подбить бабки, списать убытки и закрыть всех, кто еще рыпается. Оборот за квартал не только упал на 9%, но еще и составил 1,7 тыс. TEU. Махачкале и Оля с их парой сотен контейнеров пора прекратить мучать зверушку.

Дальний восток дал меньше 11 общероссийских процентов. Оборот составил чуть больше 280 тыс. TEU. Главная интрига — догонит ли ВСК с приходом нового директора ВМТП и займет ли привычное для себя место? И чем закончится всеобщая контейнеризация каждого причала во Владивостоке? Соллерс в 1 квартале уже сделал 11,5 тыс. TEU, из которых 5,7 тыс TEU груженых. Это как минимум 10 тыс. машин. Они их делают!? Или отрывают куски у специализированных терминалов?

Про Находку уже не спрашиваем. Судьба все тяжелей и тяжелей. Есть вопросы к площадкам в Калининграде и Мурманске, есть вопросы по каботажу везде на Дальнем Востоке. И, кстати, совсем нет вопросов по «Западному Порту» в Ростове-на-Дону. Отмучались. Оборот по 1 кв — 0 TEU. То, что гордо именуют оборотом в Азове и Таганроге, — это не жизнь и это не результат. По паре тыс. TEU на нос за квартал — это называется «ларек». Впрочем, рынку от них ни тепло, ни холодно. Но вот планку тем, кто это время от времени видит, сбивает.

Но рынок живой. Конкретное тому подтверждение — очередной рост транзита с Дальнего Востока. Просто, блин, птица Феникс (Фенекс — хи-хи). 11 тыс. TEU груженых и 6 тыс. TEU порожних. Трехкратный рост. Объем, конечно, не большой, но означает как минимум то, что тренд повышения ставок на линиях Азия-Европа достиг определенного предела, после которого (кстати, и Питеру) придется задумываться и выдумывать, что делать дальше.

13.04.12 в 17:43 раздел Контейнеры

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: