Оборот контейнеров в сети РЖД вырос на 19%

Железнодорожный оборот российского контейнерного рынка вырос в 2017 году на 18,82% до 3,8865 млн. TEU, в тоннах рост 17,14% до 40,4 млн.т. В тонно-километрах рост (с учетом порожнего) — 34% до 157 млрд.ткм.

Оборот груженых контейнеров вырос на 36,87% до 2,6044 млн. TEU. В тоннах рост на 31,61% до 37,257 млн.т. Доля груженого оборота в общей погрузке в системе РЖД — 2,96%. Доля с учетом порожнего 3,21%. Груженый тонно-километраж вырос на 34,26% до 150,75 млрд. ткм. Доля в суммарном грузообороте РЖД — 6,04%.

Медленнее всего растет самый большой сегмент — внутренний оборот. Год за годом будем повторять, что все предлагаемые реформы направлены не только на транзит, но и на конкуренцию за внутреннего грузовладельца.

В 2017 году внутренний оборот вырос на 7,08% до 902,1 тыс. TEU, в тоннах оборот вырос на 6,51% — до 13,979 млн.т. С 15 года рост в TEU составил всего 15,7%.

В результате, такая низкая динамика выливается рост оборота порожних контейнеров. В 2015 году доля порожняка в обороте была 48,23%, в 2016 — 49,84%, а по итогам 2017 года — 49,91%. Это исключительно плохой показатель. Работа по обратной загрузке не ведется. В первую очередь из-за отсутствия необходимых изменений в регулировании.

Импорт вырос на 45%, до 522,66 тыс. TEU, хотя еще в прошлом году рост был всего 7,51%. В тоннах рост 36,5% до 5,726 млн.т. Баланс порожних улучшается. В принципе, за счет диверсификации потоков импорта — потоки сегодня идут и через порты и продолжают расти по сухопутным направлениям. В 2015г доля груженых импортных контейнеров составила 66,5%, в 2016г — 68,22%, а в завершившемся 2017г — 74%.

Импорт вероятнее всего достиг своего потолка. Ситуацию могут улучшить некоторые изменения в работе автопроизводителей с государством, решением проблем с уровнем локализации. Кроме того, на рост импорта может повлиять рост стоимости нефти.

За последние 2 года ни один панический прогноз по нефтяным котировкам не сбылся, спрос никуда не ушел, сланцевая нефть так и не поборола традиционную, альтернативные источники энергии не смогли стать дешевыми и надежными.

В результате, 2018 год мы встретили с ценой на нефть в 67 долларов за баррель, более или менее дисциплинированным потреблением и взаимными санкциями.

Транзит наиболее растущий поток. В 2016 к 2015 году рост составил 36,57% до 206 тыс. TEU, в 2017 к 2016 рост был уже 66,4% до 342,8 тыс. TEU. 2\3 этого транзита — китайско-европейского потока. За 2 года рост составил 127,3%. В весе транзит вырос в 2017 году на 56,4% до 3,556 млн.т. За 2 года — рост более чем в 2 раза.

Средний вес одного TEU становится все ниже. В 2015 году 1TEU весил 11,6 тонны, в 2016г — 11 тонн, в 2017 году — 10,37 тонн. Это в принципе совпадает с весом импортных контейнеров.

Доля груженых контейнеров в обороте транзита по России в 2015г была 72,46%, в 2016г — 79,64%, и в 2017г- 74,08% (Доля груженых высчитывается как частное количества контейнеров к сумме груженых и порожних контейнеров на данном направлении).

А к деньгам транзита мы еще подойдем, в следующих разделах. Отметим пока важные макроэкономические детали:

  1. Транзит это 0,28% от ВСЕЙ погрузки в системе РЖД (против 0,14% в 2015 и 0,18% в 2016г)
  2. Транзит это 0,88% тарифного грузооборота в системе РЖД (против 0,43% в 2015 и 0,57% в 2016г)
  3. Транзит это 13,16% всего контейнерного железнодорожного рынка (против 7,93% в 2015 и 9,7% в 2016г)
  4. В 2018 году закончатся работы в системе Польских ЖД по расширению мощностей. Польша вероятнее всего останется базовым окном жд-транзита Китай-Европа, через Россию
  5. По итогу 2017 года Прибалтийский канал не заработал
  6. В 2018 году могут стартовать опыты по направлению транзита на Петербург
  7. Достройка жд-ветки Грузия-Турция не привела к появлению транзитных сервисов по Закавказской маршруту.
  8. Никаких других маршрутов, кроме Китай-Россия-Европа и Китай-Казахастан-Росся-Европа — не появилось.
  9. Вероятность войны в Северной Корее пока не ушла. Возникновение этой горячей точке приведет к кратному росту стоимость отправки контейнеров из Китая морскими маршрутами. Спрос на отработанных транзитных маршрутах по России и Казахстану вырастет в разы.

Не менее важен для системы, и ее баланса остается экспорт. В прошлом десятилетии разбалнсировка была в пользу импорта. Однако сейчас ситуация обратная. Экспорта в порты по железной дороге и экспорта на сухопутные погранпереходы больше импорта.

В 2015 году экспорт составлял 65,5% от объема экспорт+импорт, в 2015 году на спаде рубля и импорта доля экспорта достигла 66,5%, в 2017 году от резкого всплеска импорта доля экспорта в их общем обороте упала до 61,55%.

Экспорт в 2017 году вырос на 17% до 836,79 тыс. TEU, за год до этого рост был 12,3%. По весу оборот экспорта догнал внутренний оборот. И даже обогнал — 14 млн.т. без 4 тыс.т. Средний вес экспортного TEU стабильно колеблется чуть ниже 17 тонн. Доля груженых контейнеров в обороте в 2015г была 85,43%, в 2016г — 88,96%, и в текущем году на фоне резкого роста импорта вырос порожний экспорт — доля груженых снизилась до 86,77%.

Мы приступаем к написанию отчета. Будет все про железку. Балансы спроса и предложения. Масса важных прогнозов. Анализ расстановки сил. Все, как вы любите.

Готовность 28 января

Стоимость при покупке до 28 января — 35 тыс. руб.
С февраля стоимость 50 тыс. руб.

Во все графы просто ввести «Контейнерный отчет 2017», кроме e-mail.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОПЛАТИТЬ МОЖНО ПО ДОГОВОРУ, ДЛЯ ЧЕГО ПО АДРЕСУ info@infranews.ru НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ РЕКВИЗИТЫ. ЕСЛИ У ВАС НЕТ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ЖЕЛАНИЯ, ДЛЯ ВАС ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОПЛАТА КАРТОЙ, ЯНДЕКС ДЕНЬГАМИ И ПРОЧИМИ СПОСОБАМИ.

Желательно ознакомиться с правилами предоставления услуги.

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: