Логистика и электротранспорт: назад к высоким расходам

Опостылевшая шутка на затравку: люди, которые 1го марта 18 смеялись над анимацией ракет Путина, 10 марта восторгались анимацией автобусов Маска в тоннелях под Калифорнией. Но над Маском и Теслой уже грех смеяться, поводом для данного материала стали десятки презентаций электрокаров в Женеве уже не от Самоделкина безумного, а от солидных автомобилестроителей. Все они красавцы. Стоить будут недешево. А работать явно лучше Теслы. Сами понимаете, слово CEO BMW, Toyota, VW и прочих подобных весит по отдельности в сотню раз тяжелее, чем слово проходимца-пиарщика с прибалтийскими девичьим именем Илона.

Ну и конечно, особенно впечатляющ нам показался манифест самой тиражной газеты Германии — Bild. Под лидом Das Bild-manifest неделю назад опубликовали 10 причин по чему Германия должна гордиться своими дизельными двигателями. Это, конечно, не новость — но обывателю мысли про то, что электротранспорт потребляет энергию, выработанную из углеводородов, надо вбивать и вбивать, поскольку пиарщики «зеленого» автомобилестроения давно уже распоясались.

bild

Но нам на самом деле интересно другое. Электрореволюция, кажется, становится необратимой (пиращики ее и апостолы — для нас останутся отвратительными лицемерами). Чем она грозит логистике. Понятно, что это вопрос денег. Выбытия и приобретения основных средств производства. И банального бизнес-планирования? Пароходы — понятно. Скорее станут ходить с атомными установками, чем с аккумуляторами. У локомотивов — электротяга на сетевом источники питания — вещь обыденная, и на многие годы развитие грузовых железных дорог предопределено (как в связи с длительными сроками эксплуатации, так и в связи с сегодняшней стоимостью углеводородного топлива и аккумуляторов). Как минимум лет на 40 — постепенный рост скорости. Фсе.

Последняя миля. Автотранспорт и прочие придумки. Мы понимаем, что автотранспорт в нашем случае — штука сама в себе. Сложно считать. Сложно анализировать. Тут даже приход авиаэкспертов, типа Борис Борисовича Рыбака — не поможет (шутка!).

Сама по себе логистика последней мили, сборные доставки, курьерские доставки, пешие перемещения доставщиков еды, самовывоз из пунктов сбора интернет-магазинов, это история хаоса, из которой пока ничего не рождается. Истории про курьеров все потерявших можно прочитать в США, в Европе, в России и в Китае.

Решить проблему думают с помощью дронов и автономных электромобилей с автоматической выгрузкой. История для послезавтра. Для моих внуков (сыну еще только 7 лет). Управление дронами, пока их десятки-сотни ну ладно. Но заменить ими 1% курьерской доставки в США или Европе, или 10% в России — значит наглухо затмить небо постоянно жужжащими аппаратами на электротяге. С мощными модулями геолокации и серьезными автономными вычислительными мощностями. КПД аккумуляторов этих приборов даже ниже чем у электрокаров. Если у электрокаров КПД (с учетом повсеместного производства энергии из углеводородов) на 20-30% ниже дизельных, то у дронов разных, даже с учетом передвижения по прямой, КПД будет совсем низким. У них один рейс — один груз (пока что). А если будут мощные дроны на десяток доставок за раз, то все равно ему придется вернуться и зарядиться от электросети. Если бы это был дизельный двигатель, обычной машинки «каблучка» — он бы мог кататься весь день и развести сотню килограммовых посылок. Дрон с такой функциональностью стоил бы в 20 раз больше подобного авто (самый дорогой каблучок — VW Caddy — 1,8 млн. руб.) — Volocopter 2X, единственный коптер, который может (хотя бы как заявляет производитель) перевозить 150-200 кило — стоит (туш!) $340 тыс. — 10 дорогих Caddy или 30 Лада Ларгус.

А, да, и без подзарядки он летает 27 минут. Так что забудьте. Даже если применить сюда из мира компьютеров закон Мура — то раньше чем через 30 лет дроны в логистике будут экономически не выгодными.

Ну может разве что в Японии или на Аляске. Ну блин. Там даже крио-танк-контейнеры выгодно использовать (в первом случае из-за стоимости земли, во втором из-за запретов на строительство).

Так что для России пока — самовывоз. В нем все сосредоточится. Ну и Почта России. Не дай бог конечно Сбербанк присоединится.

Вернемся к авто. Электромобили. Автономные электромобили. Вероятно именно перевозка грузов небольшими партиями по городу, на небольшой скорости станет первой отраслью тестирования. Ну правильно — не людей же возить. Сперва их сделают не такими футуристическими (см. фото свежего Женевского автосалона), уберут сиденья, защиту. Коробок на колесиках. Он и будет разводить. Но стоить вместе с системой управления, аккумуляторами и дефицитным электричеством — он все едино еще лет 15 будет дороже раза в 2-3 чем обычный дизелек (хоть с человеком, хоть с автопилотом — зависит от стоимости рабочей силы в конкретной стране).

Почему электричество в дефиците, спросите вы. А да. Забыли сказать. К концу третьего десятилетия текущего века выяснится, что перевод автотранспорта на подзаряжаемую электротягу был недальновидным и поспешным. Потребление энергии и так растущее, за счет развивающихся стран, за счет перехода на электротранспорт за 10 лет вырастет процентов на 12-14 дополнительно.В мировом масштабе.

Революции в сохранении энергии пока нет. Даже намеков на альтернативу Литию нет. И на прорыв в его комбинациях тоже. Альтернативные источники!? Так придет ответка от тех, кого экологи дурили. Выяснится, что земля под солнечными батареями вся свободная, занята. Все свободные бухты тоже. Мало того — под этими полями из солнечных батарей окажется, что ничего не растет. А в бухтах и заливах, где разложены поля солнечных батарей умрут и завоняют — ибо без солнца и кислорода твари морские и флора — не могут жить как и мы с вами. А их КПД при сопоставлении с опасным производством и еще более опасной утилизацией — минимален. Ветряками заставят все что можно — и уйдут в море по шельфу. Может где-нибудь и в океан сунутся. Но не проходит. Ветряки шумные. Геомагнитное и электрическое волнение вокруг них будет сильно действовать на всех чувствительных к этому людей. А таких то становится все больше. И да — если солнечные батареи (без учета вреда для «экологии») как-то окупаются, то ветряки нет. Пока 15 лет ветроэнергетики в Европе дают точный ответ — НЕТ. Даже при поднятых тарифах.

Так что введение в эксплуатацию электромобилей с учетом их более быстрого износа (каблучки работают по 20 лет, грузовики по 30, электромобили хвастаются 8 годами, но пока нормального тестирования жизненного цикла никто не проводил) удорожает доставку за счет более серьезных инвестиций на 20%, а за счет обязательно дорожающего электричества — еще процентов 10. Да, скажете вы, соляра тоже дорожает. Да. Но КПД дизельных и бензиновых моторов, а если еще и с гибридом — растет каждые 10 лет на 12-15%. См. публикацию в Bild (ссылка в 1 абзаце), а КПД электромоторов уже не вырастет. И КПД накопителей энергии пока тоже под вопросом.

Мы рассматривали историю с элетробусами. Подробно. Эффективность закупки их Московским правительством — нулевая. Только экология и красота. Разумности — НОЛЬ.

Еще один веселый момент про богатые страны, с большими амбициями к электротранспорту. Кроме штатов конечно. Количество выходных и часов работы в неделю у среднего обывателя. В США — это конечно не так. Там свободного времени больше не становится. Но вот на европейском рынке, который побольше американского и больше настроен на электротранспорт — люди работают все меньше. Дешевые рабочие места занимают гастарбайтеры. В результате — и это уже к работе логистики всякой городской — люди меньше будут заказывать еду на дом, чаще добираться до пунктов самовывоза интернет-магазинов.

Дальше хуже. Большие грузовики. Тут ситуация пока еще сложнее. Без новых типов батарей ничего не произойдет. Мало того, идеи персонализированных товаров и персонализированной доставки приводят к серьезному снижению утилизации автотранспорта. Компании, организующие сборные перевозки выставляют на столько высокие и неадекватные тарифы, что этого хватает, чтоб заполнять не более 30% емкости. Их автоматизированные системы неадекватны задачам. И собственной заполняемости и точности доставки, ну и срокам. Ну и спиралью на цену.

Пока же идет сильное нарушение прав граждан. Многие муниципалитеты Германии (и других стран ЕС) запрещают эксплуатацию дизелей. При том, что надо понимать — большинство европейских машин с дизелем, это малолитражки от 1 до 1,5 литров, с потреблением от 2х до 6 литров топлива на 100 км. В пересчете на киловатты никакие электромашины не дадут такой низкой энергоемкости. Ну только китайские скутеры.

Что нас ждет. На наш скромный взгляд. Если попытки электрификации продолжатся в том же темпе, да еще с тоталитарными дополнениями — мы получим дополнительный рост стоимости логистики. Каждый год — 2-3%. К стоимости денег, к расходам на обновление. Уже сегодня крупные предприятия в новых контрактах закладываются на будущие расходы. 

Обзор различных стартапов говорит нам пока только, что все опыты идут вокруг лития. Пытаются использовать некоторые другие редкоземельные металлы. Но любому, знакомому с курсом физики и химии из советской школы ясно, что необходим некий серьезный прорыв и в редкоземельных элементах его не найти. Да и дешевым не сделать. Ощущение порой такое, что скорее Росатом построит компактный атомный реактор (как минимум для тяжелых грузовиков), чем случится прорыв в сборе возобновляемой, передаче и главное сохранении любой энергии.

Так что вас всех заставят платить за идеи зеленых маньяков. И за всю перестройку логистики. Мы много лет шли к 1 центу за единицу одежды из Китая в Европу, 10 долларов за телевизор из Китая в США, или доллар за ноутбук из Китая в Россию. Теперь покатимся обратно. Ловите.

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: