Фантомные боли Иноземцева в Форбсе
Автотранспорт | Железная дорога | Контейнеры | Логистика | Новости | Статистика | Июль 04, 2017, 10:29
Смешной колумнист, либеральный экономист, а в последние годы вполне себе посмешище в те неловкие моменты, когда начинает писать по узкоспециальным темам – Вячеслав Иноземцев запостил очередную колонку. На этот раз в хипсторский журнал.
Сразу скажем, что вот лично мы, сторонники тотальной приватизации всего, чего можно. Но вмешиваться сегодня в Трансконтейнер – точнее в его “продажу-непродажу”, не хотим. Согласование и дебаты идут.
Но быть сторонниками продажи чего-либо лишь бы продать, не дожидаясь хорошей цены – не хочется. А вот Иноземцев “стихийный либерал” и его конечно это подводит. Ибо от стихийности до безразличия к деталям – один шаг.
В сегодняшней ситуации, когда контейнерные перевозки на Казахстан стремительно сокращаются, а с Белоруссиейто и дело вспыхивают экономические войны, это решение не выглядит идеальным, но тогда ни Минэкономики, ни Белый Дом не смогли на него повлиять.
“Стремительно сокращаются”? Ах. Даже комментировать нечего – 2\3 транзита идет через Казахстан. И транзит растет на 80-90%.
Первые разговоры о приватизации РЖД начались ещё в 2005-м, потом активизировались в 2012-м (тогда «Росимущество» планировало продать 5% её акций не позднее 2015-го и ещё 20% — не позднее 2017 г.), однако ничего не сдвинулось с места.
Тогда – когда? Первые разговоры о приватизации? В 2005? Как? Компания еще отчетность ни разу годовую не готовила! Какие разговоры?
В сравнении с показателями соответствующих компаний в Европе российские железные дороги выглядят ужасающе. При сопоставимых с европейскими тарифах выручка на одного занятого (в 2015 г. 1,51 трлн. рублей при 809 тыс. работников) оказалась в 7,7 раза ниже, чем в Deutsche Bahn (Є40,5 млрд. при 190 тыс. работников) и в 4,5 раза ниже, чем в SNCF (Є31,4 млрд. при 260 тыс. работников) (согласно официальным отчётам компаний за 2015 г). При этом в грузовых перевозках РЖД делает упор на уголь, нефть, руду, удобрения, песок, щебень и цемент, а также металлургическую продукцию низких уровней передела (эти товары в 2010 году обеспечили 74,7% погрузки в компании).
Ключевое слово – “соответствующих”. Таких компаний, которые бы соответствовали РЖД – в Европе нет. В Китае и США – есть, а в Европе нет. Указанные Иноземцевым компании 85% выручки получают от пассажирского комплекса. Значительная часть денег идет от аренды, торговли контентом, дополнительных сервисов в поездах и на вокзалах. Уровень цен на билеты в Европе значительно превосходит внутрироссийские. А уж говорить – что РЖД делает упор на угле, нефти и прочем – это форменная глупость. Что есть, то и возим, сырьевая таки экономика – о чем недалекий Иноземцев не раз и писал в своих колонках подметных. Еще бы швейцарские ЖД взял с выручкой на сотрудника – там вааще чума.
На любом отрезке пути в 1500 км и меньше везти контейнер на большегрузном автомобиле выгоднее (по совокупности факторов стоимости и транзитного времени), чем по железной дороге. Фактически сейчас РЖД «признало поражение» на коротких дистанциях и продолжает пользоваться своим монопольным положением на «восточном полигоне».
Как вы смели проиграть автотранспорту? Вы должны были держаться. Ну и что, что издержки!? Что вы мне Китаем в морду тычите? Зачем подсовываете статьи бюджета ЕС про спонсирование более экологичных в сравнении с авто, перевозок? Не надо предъявлять специализированный оборот 57 и 63-футовых контейнерах в США. НЕТ – все это фигня – надо тупо конкурировать с авто на коротких расстояниях. Фсе вы врете!
На мой взгляд, оптимальная схема организации российских железных дорог выглядит так, как и любой другой инфраструктурной монополии: она должна владеть самими железнодорожными путями и тем, что обеспечивает движение: от системы электроснабжения до вокзалов. Вагоны, локомотивы, ремонтные службы, склады и терминалы — все эти активы давно должны быть проданы, оптимизированы и начать активно конкурировать за потребителей своих услуг, в том числе и с другими видами транспорта.
Расскажите кто-нибудь ему – вагоны давно все частные, вагоноремонты распроданы, локомотивы дебатируются и в принципе на 15% частные. Склады и терминалы – с максимальными оборотами – частные! Специалист, чо!
Если же реальные шаги в сфере приватизации будут рассматриваться как потенциальные «трагические ошибки», ведущей государственной монополии для того чтобы казаться современной, придётся и далее уповать на услуги имиджмейкеров (за которые, кстати, в ближайшие три года компания намерена заплатить 930 млн рублей …
Вопрос не стоит выеденного яйца – 300 млн. в год, при выручке в 1,5 трлн. Но Иноземцеву расскажем. Есть обязанность публиковать расписания, обязанность публиковать раскрытие информации, есть обязательства перед государством в части участия в выставках и конференциях. Есть в конце-концов реклама. Как это ни странно – но во многих частях своей деятельности – РЖД, хоть и монополия, сталкивается с конкуренцией. И пассажирке, и во многих грузовых перевозках. Но зачем это знать!?
UPD: нам тут напомнили, что конкурс этот отменен. Деньги остались в инвестиционном бюджете. Так что это даже не упоминание о “снятой судимости”, это просто уже даже ложь.
Новости по теме
-
Погрузка на транспорте в Китае в январе-феврале 2024 года выросла на 7,4%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам первых двух месяцев 2024 года составил 7,7 млрд тонн, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года
-
«Трансконтейнер» в 2023 году увеличил автоперевозки на 6% до 291 тыс. TEU
Автопарк компании составляет более 100 тягачей и более 200 полуприцепов-контейнеровозов
-
Погрузка на транспорте в Китае в 2023 году выросла на 8%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам 2023 года составил 54,72 млрд тонн, что на 8% превышает показать 2022 года, когда было погружено порядка 50,6 млрд тонн
Свежие новости
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году