РЖД, Ведомости, Infoline — совокупный потенциал стратегического мышления стремится к нулю

Я пытался. Пытался не читать, игнорировать, не думать. Чесслово! Но сегодня, конечно, песня.

«Ведомости», материал «РЖД теряет грузы».

Заход. «Доля жд-транспорта до 2030г в грузообороте сократится на 2%. Эксперты полагают, что снижение будет больше».

Ну «эксперты» во множественном лице — это конечно перебор у автора. Сами понимаете, там эксперт один. Но то, что он надудел, и что потом сделала с текстом автор — это песня!

Внимательно.

Первый загиб конечно про РЖД. Тут 2 момента. Монополия в отчете, на который ссылаются «Веды», говорит про уход нефти и нефтепродуктов в трубу. И контейнеров, МСМ и леса на авто.

И в том, и в другом пункте монополия себя обманывает. Ибо контейнеры и лес — они никогда не имели у себя (после 1991г). И просто до сих пор не могут сманить их полностью. И не сманят, ибо и конкуренция, и диверсификация. В целом про уход на авто многих грузов — это обман. Рост и по перевозкам леса, и по перевозкам контейнеров и в объеме, и в тонно-километрах — прекрасен. И прекрасен именно у РЖД. Странно на это жаловаться. По МСМ — было время, но после изменения тарифного регулирования порожнего пробега — ждать, что щебень с песком не убегут, было бы странно.

Про нефтепродукты и, кстати, зерно (в статье и исследовании не упомянутые).

Начнем с цитаты

Конкурировать с трубопроводным транспортом РЖД вряд ли сможет — он всегда был дешевле, отмечает Бурмистров. Например, за транспортировку нефтепродуктов на экспорт с Самарского НПЗ до порта Новороссийск «Роснефть» платила в 2013 г. 850 руб. за тонну, тогда как за железнодорожную перевозку из Самары до порта Туапсе (расстояние примерно то же, что и до Новороссийска) — 2070 руб. за тонну, говорится в материалах нефтяной компании. Стоимость трубопроводной перевозки в этом году не изменилась, а железнодорожной — выросла до 2250 руб. за тонну.

Вот че это? Миша, Милана — перечитайте, что здесь на чем, куда, и как едет-плывет-качается. Как вы до Ново по трубе нефтепродукты качнули?

Ужос-ужос, короче.

Реальность такова. Самый большой риск сегодня у РЖД — это появление согласованной с правительством (согласуя все акцизы и НДСы) возможности обмена объемами бензина, соляры и мазутов между ВИНК. И внутренние перевозки реально могут сильно схлопнуться, от 10 до 25 млн. тонн. Ибо качество продукта на многих НПЗ разных компаний скоро вполне себе сравняется — и обмен станет реальностью.

Может случиться и обмен объемами пшеницы

Казахстан предложил России осуществлять своп-операции с зерном, отправляемым на экспорт, заявил министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков выступая в рамках «правительственного часа» в мажилисе (нижней палате) парламента республики. «Мы могли бы делать своп-операции. Например, Московский, Санкт-Петербургский рынки примерно равны казахстанскому рынку потребления, и мы могли бы отдавать свое зерно Москве, и брать российское зерно (для дальнейшей отправки на экспорт — прим. ТАСС) возле Черного моря», — сказал Мамытбеков. Он отметил, что экспорт зерна в страны дальнего зарубежья невыгоден Казахстану, не имеющему выходов к морю. В частности, доставка этого сырья в причерноморские порты обходится республике в 100 долларов за тонну. Своп-операции с РФ позволили бы снизить высокие транспортные издержки казахстанских экспортеров.

Так что риски у РЖД совсем не там, где их видят Бурмистров с Челпановой, и даже не там, где их видят стратеги РЖД.

Но веселее всего, что снижаться будет не реальный объем грузов, а эфемерные доли в общем грузообороте страны.

Снижение доли РЖД на рынке перевозок грузов к 2030 г. может быть и больше 2%, полагает Бурмистров. «Чем больше растет тариф РЖД, тем больше компания как перевозчик становится неконкурентоспособной. Например, с 2011 г. стоимость железнодорожной перевозки выросла на 22%, а автоперевозки — снизилась на 7-8%», — отмечает эксперт.

И тут, конечно, надо понимать, что разброс цен при автоперевозках настолько широк, насколько широка наша страна, а статистическое переложение жизнедеятельности транспорта в реальной статистике — полностью недостоверно.

В результате мы видим странный материал от странных журналистов и экспертов, основанный на странном стратегическом материале РЖД.

Причем надо понимать, что если эксперт и журналист — просто лажают, то РЖД портит себе карму, считая не то, не там и не так. Это большая ошибка, за которую придется расплачиваться стране и самой монополии. Уже лет через 10.

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: