Они ждут Усть-Лугу, но со сборкой машин уже не справляются

Одной из основных проблем, препятствующих развитию производств автомобилей и комплектующих в Санкт-Петербурге, является плохая транспортная доступность, сообщает РБК. По словам менеджера отдела закупок по России General Motors Ксении Комягиной, транспортная ситуация в городе такова, что потенциальный производитель автокомпонентов для предприятия GM в Шушарах должен быть размещен не дальше, чем в 5-6 км от автозавода. “В противном случае нам придется приостанавливать производство”, – считает Комягина. Она отметила, что GM может вообще отказаться от локализации компонентов. Серьезность ситуации с транспортом отмечает и представитель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Виктор Васильев. По его словам, для автопроизводств Nissan и Hyundai она несколько смягчится после строительства Западного скоростного диаметра.

Первый его участок, соединяющий Морской порт Санкт-Петербург и кольцевую автодорогу, планируется запустить уже в октябре 2008г. Другой инфраструктурной проблемой является как раз ситуация с Большим морским портом: объем переработки контейнерных грузов там пока недостаточен.

“Расширение петербургского порта необходимо, – говорит Комягина. – Также мы бы хотели понять, когда мы сможем воспользоваться услугами порта Усть-Луга“. По мнению старшего менеджера по закупкам Ford Russia Арндта Фурманна, несмотря на рост переработки контейнерных грузов в Большом морском порту Петербурга, цены на услуги порта становятся слишком высокими. Именно из-за высоких цен на транспортные услуги как в порту, так и на железной дороге японский автопроизводитель Suzuki вынужден пересмотреть политику по локализации. “Транспортировка из Японии комплектующих стала непомерно дорогой. Поэтому мы вынуждены пересматривать политику локализации, повышая ее долю более, чем планировалось изначально”, – рассказал генеральный директор компании Suzuki в России (Suzuki Auto MFG Rus) г-н Седзи Сигеру. Другой, ставшей уже традиционной для города на Неве проблемой, является дефицит кадров. По словам Комягиной, желающие устроиться на работу в GM имеются, однако они не являются безработными и просто хотят перейти из одной компании в другую.

“Особенностью Петербурга является то, что людей интересует, в первую очередь, объем социального пакета и только во вторую – уровень зарплаты”, – рассказывает эксперт. Беспокоят автопромышленников и административные барьеры. “Нигде в мире мне не приходилось подписывать столько бумаг”, – сетует Фурманн. С ним согласен и глава петербургского представительства японской организации развития внешней торговли Jetro Тэцуя Умэцу. По словам Умэцу, административные барьеры, которые особенно сказываются на средних и малых компаниях, препятствуют приходу в город на Неве производителей автокомплектующих из страны восходящего Солнца. Говоря о проблеме наличия в границах города на Неве свободных земельных участков, Васильев подчеркнул, что их практически не осталось, и производителям, возможно, вообще придется размещаться на территории соседней Ленинградской области.

Есть еще и проблема рабочей силы. О ней тоже пишет РБК. Рабочие иностранных автозаводов, начавших сборку машин в Санкт-Петербурге, недовольны условиями труда на предприятиях. И если прежде рядовые сотрудники единственного автомобильного производства – завода Ford во Всеволожске (Ленинградская область) – устраивали забастовки, то теперь работники просто мигрируют с одного предприятия на другое, благо в Северной столице их стало предостаточно.

В частности, российским работникам не по душе пришлась производственная система японского автогиганта Toyota, подстроенная на философии бережливого производства “кайдзен”. Как пишет Autonews, рабочие не понимают, как можно часами оставаться на работе “во благо компании” после окончания рабочего дня, и зачем конвейерной сборке такие строгие планирование и отчетность. Жесткое расписание, призванное минимизировать потери ценного рабочего времени, лишает сотрудников японского завода привычных перекуров, перерывов на чай и кофе и неспешных бесед по телефону.

По словам генерального директора ООО “Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия” Мицуаки Сугимори, в прошлом у завода Toyota в Шушарах были периоды, когда текучка кадров становилась проблемой. “Связано это было в первую очередь с чрезвычайно сложными условиями на рынке труда в Санкт-Петербурге”, – пояснил он. Теперь же, по словам главы петербургского предприятия, текучка кадров составляет менее 2%. В мае уволились порядка десяти сотрудников, но для такого крупного завода это нормальный показатель, считает М.Сугимори.

“Во всем мире “кайдзен” признается высокоэффективной системой, которая поощряет личную инициативу и участие сотрудников в процессе улучшения качества продукции и эффективности рабочих процессов, – комментирует М.Сугимори. – Все больше компаний во всем мире следуют принципам “кайдзен”, включая российские”. “Каких-либо особенностей менталитета, которые бы препятствовали стремлению каждого человека к лучшему, мы не видим ни в одной из стран, в которых работаем”, – подчеркнул он.

Однако, по мнению автодилеров, чтобы избежать убытков в случае забастовок, как это произошло на заводе Ford, или за счет потери опытных кадров, автопроизводителям нужно уже сейчас принимать превентивные меры. Точнее, меру: как заявил директор по исследованиям КА “Автокадр” Константин Прохорцев, “в Питере открывается слишком много площадок, поэтому остается либо переманивать людей, либо нанимать кого попало, и единственное, чем можно удержать таких людей, это бонусы и премиальные”.

“Наших людей можно сделать лояльными, только если предоставить им максимальные преференции по оплате”, – согласился с ним президент автохолдинга “Фаворит Моторс” Владимир Попов.

Отметим, что условия оплаты труда на всех петербургских автомобильных предприятиях сегодня примерно одинаковы: зарплата рабочих на конвейере составляет около 20 тыс. руб., чуть выше она только на площадке GM, где собирают модель Opel Astra, но это связано с более тяжелыми условиями работы. Японцы Nissan, которые пока только набирают сотрудников, предусмотрительно обещают зарплату чуть выше рыночной, так что велика вероятность, что вечно недовольные работники конкурирующих предприятий дружно отправятся в поисках счастья на очередной завод.

Стоит напомнить, что по соседству с уже давно работающим в Ленобласти заводом Ford, в Петербурге, решили обосноваться пять автопроизводителей. Помимо завода японского автогиганта Toyota стоимостью порядка 5 млрд руб. и предприятия General Motors, строительство которого обошлось в 300 млн долл., в скором времени на берегах Невы начнут работать заводы Nissan стоимостью около 200 млн долл., Suzuki с объемом инвестиций порядка 3 млрд руб. и Hyundai стоимостью порядка 100 млн долл.

 

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости