Итоги онлайн-дискуссии клуба “Валдай” на тему “Международная логистика в условиях закрытых границ”

Участниками дискуссии, которая состоялась 29 апреля, выступили:

  • Рафаэль Шварцман, вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта в Европе;
  • Фарид Шафиев, председатель Азербайджанского Центра анализа и международных отношений;
  • Герман Маслов, исполнительный директор ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»;
  • Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства Infranews;
  • Микеле Аччаро, директор Центра перевозок и глобальной логистики Hapag-Lloyd, доцент кафедры морской логистики Университета логистики Кюне (KLU) г. Гамбурга.
  • Модерировал дискуссию программный директор клуба «Валдай» Андрей Сушенцов.

Рафаэль Шварцман назвал нынешний кризис «беспрецедентным». Однако же авиаперевозчики уже начали адаптироваться – например, сейчас вместо пассажиров и обычных товаров они занимаются перевозкой медицинского оборудования, спрос на которое резко повысился. Он указал на необходимость помощи со стороны государства, принятия новых стандартов и процедур. «Восстановление будет медленным, но мы выберемся. Убеждён, что мы справимся с этим кризисом, как и с прежними», – сказал эксперт.

  • Определенные трудности в транспортной сфере очевидны, так как ситуация с пандемией повлияла на ВВП многих стран, в перевозках наблюдается спад;
  • Сейчас перевозится лишь 0,5% от прежних объёмов;
  • В нынешний кризис наложены многие ограничения на перевозки, поэтому мы столкнулись с большими трудностями в нашей индустрии;
  • Восстановление сферы воздушного транспорта – это постепенный процесс. Вся система пассажироперевозок будет требовать внедрения новых санитарных мер;
  • Люди должны быть уверены, что летать безопасно, должны соблюдать социальную дистанцию (например, среднее место в самолёте будет оставаться незанятым);
  • В нынешней ситуации обычные грузы не перевозятся в больших объемах. Сейчас требуется перевозить больше медицинских товаров, оборудования, масок и респираторов – и эта тенденция наблюдается в перевозках по всему миру, на это работают все авиакомпании, чтобы обеспечить весь мир необходимыми медицинскими товарами;
  • Как только будет разработана вакцина против коронавируса, её транспортировка по всему миру будет происходить максимально быстро;
  • Пассажирская авиация в настоящее время преобразована, чтобы перевозить грузы. Нужны меры государственной поддержки. Некоторые процедуры нужно преобразовать в цифровой формат;
  • Чтобы улучшить нынешнюю ситуацию, нужно работать вместе: сотрудничать должны и авиакомпании, и грузоперевозчики, и пассажирские компании, и эксперты из транспортной отрасли;

Фарид Шафиев заявил, что серьёзных изменений в плане геополитического порядка и экономических связей пандемия не вызовет. По его словам, товарооборот, производственные мощности, принцип аутсорсинга будут сохраняться, и маршруты останутся актуальными. Корпорациям нужна будет поддержка государства, но скоро все восстановится.

  • Китай станет индустриальным хабом, аутсорсинг в Индию увеличится;
  • Сухопутные пути будут иметь больше значение;
  • Проект перспективен, так как растёт объём сухопутных перевозок через Россию;
  • В ближайшее время заказчики будут отдавать предпочтение сухопутным маршрутам, так как они более предсказуемы.

Подобный оптимистический прогноз поддержал также Герман Маслов, который напомнил о кризисах 2009 и 2015 годов, после которых статус-кво быстро восстанавливался. Он также подчеркнул, что несмотря на все ограничения, экспортные и внутренние перевозки в России демонстрируют даже рост.

  • С точки зрения поставок из Китая, Японии и Кореи сбоев в работе нет, но наблюдается уменьшение спроса на поставки на территории РФ. Мы связываем это с нестабильностью курса доллара;
  • Мы видим увеличение потока товаров из РФ в Азию;
  • По сравнению с 2019 г. на 20% выросли международные перевозки и на 15% выросли перевозки между регионами РФ.
  • С автотранспортных перевозок многие клиенты переключились на контейнерные. В настоящее время наблюдаются ограничения в работе складов и контейнерных площадок;
  • Существует потребность клиентов в более быстрых поставках;
  • В режиме карантина нужно отметить важность ИТ-технологий в процессе перевозок – очень удобен электронный документооборот.

«Потенциал развития для транзита сегодня даже увеличился, – подтвердил Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства Infranews, – так что в ближайшие два-три года следует ждать рост в 20-30%».

  • У нас достаточный открытый рынок, и любая компания может инвестировать в логистические мощности;
  • Российское государство инвестирует в железные дороги и в их цифровизацию;
  • После кризиса потенциал развития поставок и транзитов только увеличится.

Как отметил Микеле Аччаро, кризис по-разному влияет на различные географические зоны и элементы цепи поставок. Поскольку же удар по одной области можно компенсировать в других, а сами цепи очень интегрированные и прочные, последствия кризиса ощущаются не так сильно, как могли бы. «Однако же здесь есть и возможности. Цепь должна быть более удобной и крепкой, а также глобальной и интегрированной. В более устойчивом мире мы должны сохранять сотрудничество и развивать диверсификацию», – заявил эксперт.

  • Мы поддерживаем тенденцию увеличения перевозок медицинского оборудования, но это не будет иметь долгосрочных последствий;
  • Кризис влияет на закрытие некоторых рынков и продаж в разных частях мира, но так как в других местах всё работает бесперебойно, последствия не сильно ощущаются;
  • Особенности функционирования морского транспорта в период кризиса: между Азией и Европой транспортировка работает нормально и занимает примерно 25 дней. Есть определенная задержка с прибытием кораблей, но они полностью загружены;
  • Возможно, скоро мы перейдём от традиционных видов поставок к новым, альтернативным.

Некоторые эксперты отметили, что будущие изменения в авиаперевозках могут затронуть и обычных людей: так, Рафаэль Шварцман обратил внимание на то, что их нормы меняются уже сейчас, а Алексей Безбородов – на вероятность того, что стоимость авиаперелётов в ближайшие годы может сильно возрасти. В целом эксперты сошлись во мнении, что несмотря на все трудности в ближайшее время, каких-либо глобальных перемен ждать не стоит.

Новости по теме


Свежие новости