Что может ФАС узнать о сделке микро-компаний SPSR и DPD

На всякий случай, дети, запомните, вам это в жизни пригодится. В мире и в России еще не было случаев, когда бы слияние логистических компаний (c heavy assets или без них) прошло бы по форумуле 1+1=2 (про 2,5 я даже не говорю). Почти всегда формула 1+1 = 1,8 (и это в лучшем случае). В выигрыше всегда только инициаторы – банки, портфельные инвесторы или еще какие люди с деньгами, которые наживаются в процессе сделки, а не в длинном периоде. Запомните это. Или запишите.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России получила ходатайство о слиянии логистического оператора SPSR Express с российским подразделением DPD. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства. Попробуем понять, что здесь делать ФАСу.

“Мы будем проводить тщательный экономический анализ”, – пошутили в ФАС.

SPSR и DPD объявили о грядущем слиянии компаний. Сделка должна быть одобрена ФАС. После закрытия сделки объединенная компания станет крупнейшим федеральным экспресс-оператором, говорится в сообщении SPSR. Однако стороны не уточняют, какую именно долю на рынке займет объединенная компания.

“Мы работаем в несколько разных сегментах рынка, поэтому некорректно говорить об объединенной доле на рынке логистики в целом”, – пояснил ТАСС генеральный директор SPSR Express Владимир Солодкин.

В 2016 г. доля SPSR Express на рынке доставки бизнес-клиентам (без учета “Почты России”) составила 10,8%, частным лицам внутри России – 8,4%, из-за рубежа – 13,7%, сообщил Солодкин. DPD пока не сообщает данные за 2016 г., однако в 2015 г. доля компании по доставке бизнес-клиентам составила 17%, частным лицам – 11,6% внутри страны и 3,5% пришлось на посылки из-за рубежа, сообщил ТАСС Николай Воинов, который возглавит объединенную компанию.

“В SPSR Express сильно развиты экспресс-доставка документов и посылок, а также международное направление по доставке отправлений из зарубежных интернет-магазинов (AliExpress, JD.com, LeEco, Next, Marks&Spencer и др. – прим. ред.). DPD в России традиционно сильна в сегменте В2В – автомобильная промышленность, телеком, fashion-ретейл, косметика и фармацевтика – и имеет большой опыт в перевозке не только посылок, но и сборных грузов”, – отметил Солодкин.

InfraNews: Обе позиции мизерны. В части SPSR – граждане не считают “Почту России”, с учетом которой все их доли на рынке становятся менее 1%. Не считают серого рынка и никак не прогнозируют проблему “налогообложения” интернет-магазинов, которая изменится в ближайшее время. Да. И кстати – не видят той части рынка, которая назаывается массовое потребление. Ибо в стремлении к росту стоимости компаний, все забывают, что у интернет-торговли так же есть свой потолок. И мало того, на сегодня интернт-торговля – это торгвля которая продает “логистику” конечному клиенту по цене “инкасации”, а то и дороже.

Влияние DPD на рынке B2B – аналогично незначительно. Как и всегда в логистическом сегменте, компания выдает существование нескольких серьезных контрактов с транснациональными корпорациями за некие важные, практически доминирующие позиции в сегментах. Реальность такова, что как и в случае с СПСР, даже если принимать во внимание только превозки ТНП, FMCG и прочих немассовых сегментов – выйдет, что доля компании на логистическом рынке сильно меньше 1%.

Для обеих компаний, как впрочем и для тысяч аналогичных коллег – решительность в очерчивании своих сегментов, где они якобы круто представленны, заканчивается сразу после сравнения выручки данных компаний и выручки реального сегмента. Еще раз повторимся – обе компании не дотягивают до 1%. И после слияния не дотянут.

Окончательное закрытие сделки по объединению ожидается в I квартале 2017 г. На первом этапе компании продолжат работать под своими старыми брендами, потом, возможно, название объединенной компании изменится, говорится в сообщении.

В рамках сделки холдинг GeoPost, работающий под международным брендом DPD group, получит 70% акций в объединенной компании. Еще 30% распределят между собой “Эльбрус Капитал” (по данным СМИ, этой структуре сейчас принадлежит 40% SPSR) и топ-менеджмент SPSR Express. Svarog Capital, которой сейчас через Russian Retail Growth Fund принадлежит 30% в SPSR, “вышел из сделки”, сообщил ТАСС Солодкин.

“Компания PickPoint и подразделения DPD в странах СНГ не вошли в периметр сделки. Финансовая информация не подлежит раскрытию”, – уточнил он.

“Объединение открывает возможности для качественно нового развития не только для объединенной компании, но и для рынка в целом. Появится универсальный оператор, оказывающий услуги во всех сегментах логистического рынка”, – считает Солодкин из SPSR.

Воинов в свою очередь отмечает, что объединенная компания может стать лидером по объемам перевозок.
DPD в России объединяет более 125 терминалов и около 1 тыс. пунктов выдачи. Компания осуществляет перевозку разногабаритных отправлений – от конвертов до тяжелых грузов.

Справка InfraNews: DPD чистый 4PL оператор. Ничего своего. От слова совсем. Уйдет коммерческий или операционный блок и бизнес развалится. 125 терминалов – это 125 раз метров по 200 на чужих терминалах, с одним гейтом. Пункты выдачи – ну вы поняли – корнеры. 58 машин, из которых 46 легкие развозные. IT говорят сильная.

Инфраструктура SPSR Express объединяет 9 распределительных и 15 сортировочных центров, 200 офисов и представительств в России, более 1 тыс. собственных автомобилей.

Справка InfraNews: Чем отличается рапределительный от сортировочного центра – никто не знает. Это дело вкуса. 200 офисов и представительств – ну допустим. Корнер в бизнес-центре – тоже офис. Нет проблем. Но вот про более 1000 автомобилей – уже накрутка. На 2016 год у компании было 39 машин больше 5 тонн вместимости, и 796 развозных машин, половина из которых в лизинге, и расписаны все машины по отдельным маленьким филиалам.

И возвращаясь к началу. 2 компании, с разной психологией и генезисом, компании лайтовые, с разными IT, вдруг решили слиться. Ребята – вам крышка. Ваша формула 1+1=1. Покупаем поп-корн, начинаем смотреть.

Новости по теме


Свежие новости